Длительность вечера - обычно два-три часа.
Подводя итог, отметим следующее. О целесообразности применения и проведения внеклассной работы в школе убедительно сказано авторитетными методистами, специалистами в области математического образования. В современной школе некоторые формы внеклассной работы комбинируются, что позволяет расширить изучаемый материал. Бесспорно и то, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; воспитанию культуры математического мышления; пробуждению математической любознательности и инициативы. Математические вечера - одна из основных форм внеклассной работы, без которой не проходит почти ни одна математическая неделя. Вечера способствуют повышению интереса учащихся к математике и способствуют развитию организаторских способностей. В данной работе показаны возможные варианты проведения математического вечера, их дополняют и другие формы внеклассной работы: математическая печать, соревнования и викторины, конкурсы.
Из беседы с учащимися выявили, что внеурочная работа им нравится, считают, что она необходима как разнообразная, дополняющая форма учебных занятий. С помощью внеклассной работы учащиеся расширяют и углубляют знания по математике; воспитывают у себя культуру математического мышления; развивают умение самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; повторяют и обобщают программный материал. Ребятам очень нравится посещать математический кружок, где они знакомятся с историей математики, готовятся к олимпиаде, решают логические задачи, головоломки, ребусы. Некоторые ребята принимали участие в школьной олимпиаде, победители были направлены на районную олимпиаду. Участвуя в олимпиаде, учащиеся проверяют свое знание математики, показывают чего они достигли за прошедший год. С большим интересом и желанием ребята принимают участие в неделе по математике, где обычно в программе проводятся разнообразные формы внеурочной работы, особенно им нравится развлекательно-занимательные математические вечера.
Анализируя, было решено разработать материалы для проведения математических вечеров в форме: «Клуб веселых математиков», «Интеллектуальное казино», игра «Наука геометрия против» и «Слабое звено».
Заключение
Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике.
Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе - это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.
Мы пришли к выводам: внеклассная работа является первым этапом углубленного изучения математики. Приводит к выбору факультатива, к поступлению в математический класс.
В ходе проведенного анализа научной и методической литературы выявили следующие основные цели внеклассной работы.
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и приложениям.
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике, о культурно-исторических ценностях математики.
Некоторыми формами организации внеклассной работы являются: математический кружок; неделя математики; математические утренники; олимпиады; факультативные занятия; различные соревнования, викторины, конкурсы; школьная математическая печать; математические экскурсии; научные конференции.
Для привития интереса к предмету математики нами выбрана такая форма организации внеклассной работы как математический вечер. Без него не проходит почти ни одна неделя математики. Вечера способствую повышению интереса учащихся и развивают организаторские возможности.
Из сообщения научной, методической литературы и личного опыта выявили, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; пробуждению математической любознательности и инициативы.
Список используемой литературы
1. Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М., Терешин Д.А. XII Международная математическая олимпиада // Математика в школе. - 2000. - № 9. - С. 55.
2. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.
3. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. - М.: Учпедгиз, 1956. - 186 с.
4. Богданов Е.Г. Старинные задачи о случайном // Математика в школе. - 2001. - № 9. - С. 64.
5. Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1965. - 208 с.
6. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Кн. для учителя / В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь; Под. ред. С.И. Шварцбурга. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 286 с.
7. Жилина Л.И., Ахмедова Е.В., Дмитринова А.М., Терехова Л.П., Фомичева В.В. Веселая математика на каникулах // Математика в школе. - 1999. - № 6. - С. 54.
8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - 9-е изд., стер. - М.: Наука, 1991. - 574 с.
9. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
10. Математические вечера, конкурсы, игры // Математика в школе. - 1987. - № 3. - С. 56.
11. Математический бой двух команд // Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 56.
12. Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луганкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 367 с.
13. Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.
14. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - 5-е из. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
15. Нам слово «скука» незнакома / Сост. Н.Б. Островская, Р.Б. Демьяненко. - Благовещенск, 1993. - 72 с.
16. Новиков Н.В. Игра «Счастливый случай» // Математика в школе. - 1995. - № 3. - С. 58.
17. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
18. Петровская Н.А. Вечер веселых и смекалистых // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 55.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
20. Позднякова А.Г. Математический вечер в школе // Математика в школе. - 1989. - № 5. - С. 104.
21. Практикум по методике преподавания математике в средней школе: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
22. Практикум по педагогике математики / Под. общ. ред. А.А. Столяра. - Минск: Высш. школа, 1978. - 192 с.
23. Предметные недели в школе / Сост. Л.В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2001. - 136с.
24. Раухман А.С. Клуб знатоков в средней школе // Математика в школе. - 1990. - № 3. - С. 56.
25. Савин А.П. Математический КВН на празднике юных математиков // Математика в школе. - 1988. - № 6. - С. 48.
26. Сидорова Е.Г. Старинные задачи // Математика в школе. - 1994. - № 5. - С. 64.
27. Фахрутдинова Р.К. «Кто хочет стать отличником?» // Математика в школе. - 2001. - № 5. - С. 69.
28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.
29. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы па математике: Книга для учителя. - 2-е изд., перераб. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 224 с.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
Приложение 1
Разработка математического вечера «Клуб веселых математиков»
Математический вечер «КВМ» предназначен для проведения в 7-9 классах. В программе вечера даются задания, которые учащиеся изучили по основной школьной программе по математике. Также были включены занимательные вопросы и загадки.
Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-9 классов.
В КВМ участвуют четыре команды. За неделю до вечера командам дается задание выпустить математическую газету и придумать приветствие соперникам.
Оформление зала: на сцене вывешиваются цитаты - «Начинаем мы опять решать, отгадывать, играть», «Математика царица всех наук», «Математика - гимнастика ума».
Стенд с математическими газетами; столы сдвоены, на столах эмблема команды; классные доски с прямоугольной системой координат.
Ход вечера
Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.
Выступление (два ведущих, открывают К.В.М. стихотворением):
«Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Почему хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов».
Команды обмениваются приветствиями.
1 команда: «Соперникам нашим - огромный привет,
Везенья и счастья, улыбок букет.
Ведь в знаньях вся сила.
Хотя противники сильны,
Но мы не лыком сшиты тоже.
Хоть Пифагора мы моложе,
Зато удалы и сильны».
2 команда: «Этот турнир ждали мы.
По нему стосковались умы.
Дружно будем задачи решать -
Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!»
3 команда: «Давно уже мы с вами не встречались,
И, наконец, настал, друзья, тот час.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10