Домашнее задание прошло в более шумной обстановке, соперники друг другу задавали каверзные вопросы, что приводило в затруднение команду. Все этапы вечера выдержаны, но конкурс «Слушай одновременно нескольких» не удался, как хотелось бы, участники команд подсказывали друг другу, болельщики, желая помочь, лишь мешали командам. Это будет учитываться при проведении следующего математического вечера.
Приложение 2
Разработка вечера «Интеллектуальное казино»
Математический вечер «Интеллектуальное казино» предназначен для учащихся 10-11 классов. В заданиях использованы вопросы из истории математики и экономические задачи, связанные с деньгами, прибылью, доходами.
Цель: способствовать развитию математического мышления, познавательной и творческой активности учащихся; формировать у учащихся интереса к математике; расширять знание учащихся по математике.
В «Интеллектуальном казино» принимают участие 7-10 человек, каждый играет сам за себя за исключением в тайме «Черный ящик», где учащиеся играют парами.
Оформление зала: на стендах вывешиваются плакаты с математическими кроссвордами; места для участников; на сцене цитата «Среди равных углов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает математику» (Б, Паскаль). Вечер начинается, под музыку выходят участники.
Ход вечера
Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.
Наше казино - это то самое место, где каждый. кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в «один ум» … Помните? Как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше»… А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течении игры вы сможете как увеличить свое «умственное состояние», так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из математики. Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум»! Другой участник может увеличить ставку, тем самым получит право отвечать на вопрос. В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибаетесь - и тогда не отчаивайтесь - ваши «умы» пополнять кассу нашего веселого казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и сделать ставку.
Вопрос 1: Кто смелый? Делаем ставки!
Мастерица связала свитер и продала его за 100 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 руб.
а) 10 руб.
б) 30 руб.*
в) 40 руб.
Вопрос 2: Итак делаем ставки!
Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.
а) 550 франков
б) 505 франков
в) 605 франков*
Вопрос 3: Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки!
Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000 руб., а на рынке стала продавать его по 12 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?
а) 200 руб.*
б) 120 руб.
в) 220 руб.
Вопрос 4: Желающих прошу делать ставки!
Сколько недель в году?
а) 48 недель
б) 50 недель
в) 52 недели*
Вопрос 5: Кто самый быстрый? Делаем ставки.
Когда Алиса вошла в Лес Забывчивости, она забыла не все, а лишь кое-что. Она часто забывала, как ее зовут, но особенно ей легко удавалось забывать дни недели. Лев и Единорог частенько наведывались в Лес Забывчивости. Странные это были существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Единорог же вел себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во все остальные дни недели.
Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхающих под деревом. Те высказали следующие утверждения.
Лев: Вчера был один из тех дней, когда я лгу.
Единорог: Вчера был один из тех дней, когда я тоже лгу.
Из этих двух высказываний Алиса (девочка она умная) сумела вывести, какой день недели был вчера. Что это был за день?
а) четверг*
б) пятница
в) среда
Вопрос 6: Быстренько думаем и делаем ставки!
Слово которым обозначается эта фигура в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?
а) треугольник
б) гипотенуза*
в) луч
Вопрос 7: Не забываем делать ставки!
Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100?
а) 11
б) 16
в) 20*
Вопрос 8: Не боитесь рисковать, риск оправданное дело. Делаем ставки!
Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб., а второму - 1 руб. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?
а) 4 руб.
б) 6 руб.
в) 5 руб.*
Вопрос 9: Веселее делаем ставки!
Фермер продает лошадь по числу по числу подковных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 10 руб., за второй - 20 руб., за третий - 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
а) 635350 руб.*
б) 327680 руб.
в) 548460 руб.
Вопрос 10: Кто смелый? Делаем ставки!
Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 коп. По цене 60 коп. можно реализовать 130 стаканов в вдень, а по цене 50 коп. - 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
а) 60 коп.
б) 50 коп.*
Вопрос 11: Желающие «разбогатеть» смелее делаем ставки! Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете?» - спрашивают у него, и он отвечает: «В семье я рос один как перст, один. И все же отец того, кто на портрете, - сын моего отца (вы не ослышались, все верно - сын!). Чей портрет разглядывает человек?
а) отца
б) сына*
в) брата
Вопрос 12: У четверых братьев 45 руб. Если деньги первого увеличить на 2 руб., деньги второго уменьшить на 2 руб., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого?
а) у 1-го - 8 руб.; у 2-го - 12 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 20 руб.*
б) у 1-го - 10 руб.; у 2-го - 14 руб.; у 3-го - 4 руб.; у 4-го - 16 руб.
в) у 1-го - 6 руб.; у 2-го - 10 руб.; у 3-го - 5 руб.; у 4-го - 15 руб.
Вопрос 13: Быстрее делаем ставки, а то разоритесь!
Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?
а) прямая на плоскости
б) диаметр
в) биссектриса*
Вопрос 14: Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. за газету и стали продавать их по 5 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
а) 500 руб.
б) 200 руб.*
в) 300 руб.
Вопрос 15: Кто еще раз хочет попытать счастье? Делаем ставки!
Какое известное число зашифровано с следующем стихотворении:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
а)
б) * (Архимедово приближение числа )
в) ?
Вопрос 16: Кому же в последний раз улыбнется удача? Делаем ставки!
Слово, которым обозначается эта формула, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?
а) отрезок
б) медиана
в) гипотенуза*
Следующий тайм называется «Черный ящик». Это задание рассчитано на пару участников, попрошу разделиться на пары. Вопрос обсуждают вдвоем ровно 15 сек., кто-то один дает ответ. Если ответ правильный, то каждый участник получает по столько «умов» на сколько была сделана ставка. Внимание «черный ящик»!
В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)
Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и по ныне используется в быту. Что в черном ящике? (винт Архимеда, используется в мясорубке)
Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? Чей портрет лежит в черном ящике? (С.В. Ковалевская)
Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его «вратами учености». Именно в нем впервые на русском языке выведены понятия «частное», «произведение», «делитель». Иллюстрация какого учебника находится в черном ящике и кто его автор? («Арифметика» Л.Ф. Магнитского)
Я объявляю первый и последний «таинственный» аукцион нашей игры. Кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке?» (Получить неизвестное). Аукцион «Кот в мешке». Распродажа с молотка начинается.
Кот № 1: В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она может и не быть … («5»)
Кот № 2: В мешке находится прибор, появившийся в 12 в., применяемый и поныне, несколько усовершенствованный. Артист цирка носил псевдоним, совпадающий с названием прибора. Как называется прибор и какой артист цирка носил этот псевдоним? (карандаш)
Кот № 3: В мешке лежит то, что индийцы называли «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль)
Кот № 4: Сегодня ты о них мечтал,
Их кто-то нынче потерял,
Без них тебе не обойтись?
Тогда плати и не скупись! (5-умов)
Теперь нам остается подсчитать у кого больше «умов» и наградить счастливчика. А пока, дорогие друзья, в нашем казино звучит музыка, прошу танцевать всех.
Итоги внеклассного мероприятия
Проведение вечера показало, что учащиеся легко решают экономические задачи, но у них вызвали затруднения вопросы из истории математики. Ребята играли азартно, делали большие ставки, правда, два участника обанкротились, поставили все «умы» и неправильно ответили на вопросы. И сожалели, что было мало предложено вопросов, хотели продолжать играть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10