Рефераты. Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся

Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся

Коми Государственный Педагогический Институт

Реферат по педагогике

по теме: «Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся».

Выполнила студентка

ФИЯ 434группы

Липнина Анастасия

Проверила Рачина С.В.

Сыктывкар 2007

Содержание:

1. Введение

2. Сущность творчества и творческих способностей

3. Диагностика творческих способностей

4. Развитие творческих способностей

5. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

6. Заключение

7. Библиографический список

Введение

Как известно цель обучения ставится в соответствии с запросами общества. На данный момент целью обучения РФ является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, религиозными, этническими и социальными группами.(8)

Обучение поколения не сводиться лишь к даче знаний, умений и навыков. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.(1)

В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека. А это полагает повышение социального статуса учителей и престижа школ, развивающих творческий потенциал и личностные качества школьника.(5)

Проблема развития творческих способностей школьников еще сравнительно молодая и существуют множество путей ее исследования. Актуальность проблемы не вызывает никаких сомнений, так как, действительно, современное общество нуждается в творческих личностях.

Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.

В данном реферате были использованы статьи Петрова К.В, Бушуевой Л.С, Леонтьева А.А, Селевко Г.К, книги Лихачева Б.Т, Штерн В, Дружинина , а также материалы лекций.

2. Сущность творчества и творческих способностей

Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.(3)

Как видно творчество относится к преобразующей форме воздействия. Иными словами субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.

Г.С. Батищев относит деятельность и творчество к принципиально противоположным формам человеческой активности. В отличие от деятельности, для творческого акта характерно рассогласование цели и результата. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.(2)

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

v Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи

v Социальная и личная значимость и прогрессивность

v Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества

v Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей)

v Новизна и оригинальность процесса и результата

Творческое мышление - высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью. (1)

Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л.С. Выготский говорил о «творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке», о «творчестве социальных отношений». Они неравноценны психологически, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет. Это способность человека действовать в определенных ситуациях. Условием такой способности является самореализация (самоопределение) личности. Во всех случаях мы имеем дело с самостоятельным «строительством» системы отношений между отдельной личностью и предметным, социальным миром. Новизна здесь не в объективно новом конечном продукте, а в самостоятельном созидании системы взаимоотношений с миром или, лучше сказать, в преобразовании мира через собственную деятельность.

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве - это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания, умения.(3)

Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1) Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях.

2) Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуального порога Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие).(3)

3. Диагностика творческих способностей (тест Торренса)

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

исследование развития одаренности учащихся;

индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.

Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА

Задание «Закончи рисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Не следует проводить одновременно тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более одного класса.

Для младших детей размер группы следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста 10 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравиться».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.