Рефераты. Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся

p align="left">Значения по Т - шкале 50 + 10 соответствуют возрастной норме.(2)

Развитие творческих способностей

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.)

Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи -- в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод успешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором -- отбираются наиболее интересные предложения. На третьем -- проверяется возможность их применения.(7)

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно быстро реализовать и т.д.) С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания:

1) У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое животное с двумя головами. Скажите, какие преимущества появились у него благодаря этому качеству?

2) Однажды…Так начинаются многие сказки. Однажды жил-был повар, у которого была всего одна рыбка. Этой рыбкой он должен был накормить голодных. «Рыбка, удлинись!» - мысленно произнес он, и… Как ты думаешь, что было дальше?(1)

История научных открытий изобилует примерами, когда, казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий.

В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой пример. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем кабинете. Он наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок с цветком и переставила его на перевернутую вверх дном легкую мусорную корзинку, сплетенную из ивовых прутьев. Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая корзина выдерживает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между собой гиперболоид вращения, криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных элементов. Эта мысль воплотилась в изящную и чрезвычайно прочную строительную конструкцию -- башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это изобретение оказалось чрезвычайно полезным для водоснабжения городов и железных дорог.(7)

Еще один метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода - Уильям Дж. Гордон(США) - выделяет 2 вида процессов творчества: 1) неоперативные - интуиция, вдохновение и 2) операционные - использование различных видов аналогий. Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.

Существуют 4 вида аналогий:

1) Прямая аналогия. Например: СОСУЛЬКА - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв (прямая аналогия по форме). Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

На свете все

На все

Похоже:

Змея -

На ремешок

Из кожи

Луна -

На круглый глаз

Огромный;

Журавль -

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый -

На пижаму;

Я -

На тебя,

А ты -

На маму (Роман Сеф)

2) Фантастическая аналогия. Позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Предложите детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник.

3) Символическая аналогия. Включает в себя обобщенный, абстрактный, словесный или графический образ объекта

Упражнения на развитие творческих способностей среди учеников

а) Нестандартное использование предметов

В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет -- газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.).

По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список -- предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.

б) Синонимы

В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий».

При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.

в) Непредсказуемые последствия

В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5-- 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.(7)

5. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Акценты целей

По И.П. Волкову:

- выявить, учесть и развить творческие способности;

- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения:

- решать изобретательские задачи.

По И.П. Иванову:

- воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Школа творчества И.П. Волкова:

q
Фронтально приобщить школьников к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

q Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

q Обучать по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа, 2) творческая деятельность.

q Блочно-параллельная структура учебного материала.

q Выявить, учесть и развить индивидуальные творческие способности (творческие дневники, книжки).

q Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

q Включить важнейшие для данной сферы типы и группы методов науки и обобщенный способ решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера

q Теория - катализатор творческого решения проблем.

q Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

q Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

q Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

q Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практики.

q Эмоциональные переживания, обращенные к личностному смыслу содержания.

Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова

q Диалог всех возникающих точек зрения.

q Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

q Социальная направленность деятельности.

q Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

q Используется феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

q Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности содержания

По И.П. Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

По Г.С.
Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его решения: 1) компромисс и 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально иной конструкции.

Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического дейстия, «обратить вред в пользу» и др.

По И.П.Иванову

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание - забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание характерно для технологии коллективных творческих дел.

Рис 2. Алгоритм организации и проведения КТД

1 этап: поиск 2 этап: целеполагание, организация

3 этап: мозговой штурм, планирование 4 этап: реализация целей

5 этап: анализ, рефлексия

Особенности методики

По И.П.Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построения позволяет выявить целенаправленно, развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используют все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая: творческие комнаты, в которых ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.

По Г.С. Альтшуллеру

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы.

К последним относятся:

-эвристическая игра,

-мозговой штурм,

-коллективный поиск.

По И.П. Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.(6)

Заключение

Итак, творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.(5)

Цель данного реферата была достигнута, и было рассмотрено все то, что планировалось. Еще раз хочется отметить то, что данную тему действительно необходимо изучать в связи с новыми потребностями общества.

Библиографический список

1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После - 2006 г. - №4

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии - 1998г. - №5

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций - М.: Прометей, 1992.-528с.

5. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии - 2006-№4

6. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии - 1997г. - №4

7. Штерн В. Умственная одаренность - С-П. -1997г.

8. Материалы лекций

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.