Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Пути оптимизации работы по формированию навыка словообразования на этапе закрепления материала у детей с общим недоразвитием речи
/i>
к концу учебного года произошли существенные изменения с показателем
"допустил ошибку"
30%
(
4 чел)
-
54%
(
7 чел)
-
46%
(
6 чел) в 1 серии заданий и 30%
(
4 чел)
-
60%
(
8 чел)
-
38%
(
5 чел) во 2 серии заданий. Хочется сказать, что данный показатель также не является качественно результативным, но он все-таки является показателем некоторого эффекта от коррекционной работы, направленной на формирование процесса словообразования,
т.к "
не справился с заданием" -
это значит, вообще не сделал, а
"
допустил ошибку",
значит, пытался делать и руководствовался при этом имеющимися знаниями и умения, но пока еще не ставшими навыком, который есть автоматизированное действие.
Исходя из теоретических разработок, рассмотренных в первой части данной квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где обозначены "слабые" места в формировании процесса словообразования у детей с общим недоразвитием речи, видно, что требуется проведение формирующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
2.2 Формирующий эксперимент
Описание этапов коррекционной работы с детьми, в целом, не является целью настоящей квалификационной работы.Целью же является поиск путей оптимизации коррекционно-педагогического процесса на этапе закрепления материала посредством использования коррекционно-развивающих возможностей индивидуально-фронтального пособия для развития словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи.Этап закрепления материала - это этап, который является структурным компонентом занятий по совершенствованию знаний, умений и навыков (ЗУН) детей, и решает следующие задачи:Систематизация и обобщение новых знанийПовторение и закрепление ранее усвоенных знанийПрименение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знанийФормирование умений и навыков.Этап закрепления материала предполагает одновременно с закреплением и применение знаний в несколько измененной ситуации, и систематизацию знаний, и повторение, и упрочнение умений и навыков, их совершенствование не только в пределах изучаемого материала, но и на межтематическом уровне.Выделяют ряд разновидностей работ по закреплению материала. Например:упражнения, которые в свою очередь, подразделяются по целевому назначению:упражнения, предполагающие выполнение действий по образцу, схеме, по заданному предписанию и т.д.;упражнения для совершенствования умений и навыков через видоизменение ранее изученного материала;контрольные упражнения с целью проверки глубины усвоения полученных знанийорганизация практических заданий (нарисовать, отгадать, отметить, выделить, и т.п.) и др.На протяжении ряда лет мною разрабатывалось и апробировалось Пособие для индивидуальной работы на фронтальных занятиях. Необходимость создания такого логопедического пособия обусловлена рядом причин:недостаточная эффективность применения только демонстрационного материала на фронтальных занятиях, и явная необходимость большего использования (по количеству) индивидуального раздаточного материала.использование индивидуальных карточек с заданиями позволяет повысить вариативность их применения, что в значительной степени влияет на результат обучения. Так, например, в ходе занятия можно организовать совместную работу - диалог между детьми и с педагогом.Первоначально задания предлагались отдельно и дозировано, сообразно этапности и особенностям формирования лексико-грамматического строя речи, в том числе и словообразовательных навыков, у детей с общим недоразвитием речи, затем в ходе практического их применения они были объединены в удобную форму и сейчас имеют вид комплекса заданий.Так было разработано Пособие, которое в настоящее время представляет собой систему индивидуально-фронтальных заданий, состоящую из серий специально подобранных игр, упражнений по определенной лексической теме, направленных на формирование лексико-грамматических категорий, развитие психических процессов (мышление, восприятие, память, внимание).Материал Пособия составлен в соответствии с Программой воспитания и обучения детей 5-7 лет с ОНР, особенностями речевого дефекта каждого ребенка и методическими рекомендациями Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. др.Настоящее Пособие представляет собой картинный материал по определенной лексической теме, который представлен в виде:предметных, сюжетных, разрезных картин;кратко и лаконично сформулированных заданий (например, "Назови ласково", "Посчитай-ка", "Кто без чего?", "Составь рассказ", "Собери картинку" и т.п.);тщательно подобранных художественных произведений различного жанра (пословицы, поговорки, стихи, загадки), которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития их речи, но и для формирования и совершенствования речевого слуха, а также для развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия). Например, рассказать как понял ту или иную пословицу, запомнить загадку и потом её загадать детям и т.п.Пособие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, учителей-логопедов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений, и может быть использовано в рамках работы над коррекцией речевых недостатков у детей.Материал Пособия является хорошим помощником на логопедическом занятии, с его помощью каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык.Работа с настоящим Пособием на фронтальном занятии гарантирует отработку требуемого навыка каждым ребенком самостоятельно, а у учителя-логопеда есть возможность проконтролировать характер выполнения задания и провести своевременную коррекцию возникающих у ребенка трудностей.Работа в Пособии по индивидуальным заданиям, которые учитывают индивидуальные успехи ребенка, зону его актуального и ближайшего развития, а также степень и сложность нарушения, создает у ребенка благоприятный эмоциональный фон, вызывает стойкий познавательный интерес к выполняемой работе, и к занятиям в целом.Пособие создано с учетом:общедидактических принципов наглядности, доступности, сознательности обучения;с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;принципа систематичности, повторяемости занятий и заданий;принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала;принципа деятельностного подхода;"зоны актуального и ближайшего развития" конкретного ребенка;принципа опоры на сохранные анализаторы и психические функции;На занятии важно установить оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений именно такое соотношение составляет основу дифференцированного подхода к детям.Материал Пособия состоит из листов с заданиями, предназначенных как для индивидуальной работы ребенка, так и совместной работы с учителем-логопедом и всей группой детей. Текст заданий читает ребенку взрослый, в конце второго года обучения ребенок может их прочитать самостоятельно.В Пособии предусмотрено постепенное увеличение объема и усложнение заданий. Так, например, ребенку предоставляется возможность сначала собрать разрезную картинку из 4-х, 5-ти и затем более частей.Важно, что Пособие позволяет:моделировать проблемные ситуации, которые ребенок может решить либо самостоятельно, либо в ходе совместной работы;Например, в серии заданий ребенку необходимо разместить птиц (Пособие "Птицы") по заданной инструкции: "Посади всех сорок на ветки дерева, воробьев - под деревом, дятлов - на стволе дерева". В этом задании отрабатываются пространственные ориентировки, употребление предлогов НА, ПОД, уточняются представления о многообразии птиц и т.п.отрабатывать употребление грамматических категорий (в частности, употребление предлогов). Например, "Рассели птиц", "Составь предложение";формировать навык построения предложений разной синтаксической конструкции. Например, "Придумай предложение" - Дятел стучит по дереву. Птицы прилетели к кормушке и т.п.; "Составь рассказ" - уточнять экологические представления о фауне и флоре Земли;
формировать навык словоизменения, в том числе падежные конструкции, сообразно этапам и последовательности его формирования. Например, игры-задания:
"
Чего не хватает
?"
или
"
Кто без чего
?"
- сорока без хвоста, сова без крыльев, синица без клюва;
"
Посчитай-ка
"
- один филин, два филина, три филина, пять дятлов, пять воробьев;
"
Игра огород
"
-
Я посадил огурцы
- винительный падеж,
Я посадил много огурцов
-
родительный падеж,
Я выкапывал картошку лопатой
-
творительный падеж и
т.п.;
развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация. Например,
"
Четвертый лишний
":
страус, ворона, воробей, дятел и
т.п.;
Таким образом, настоящее Пособие позволяет решать коррекционные задачи обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Остановимся для примера на последовательности материала в Пособии по формированию словообразовательного навыка.Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование словообразовательного навыка у детей выделенной группы, предполагает определенную этапность (3 этапа) и последовательность.
1 этап.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
(
см. Приложение 5)
Существительные:
образование уменьшительно - ласкательных существительных с суффиксами: - К - , - ИК - , - ЧИК-.
Глаголы:
дифференциация совершенного и несовершенного вида;возвратных и невозвратных глаголов
Прилагательные:
образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-.
II
этап.
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
(
см. Приложение 6)
Существительные:
уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: - ОНЬК, - ЕНЬК-, - ЫШЕК-, - ЫШК-;образование существительных с суффиксом -НИЦ-;образование существительных с суффиксом - ИНК - (пылинка), с суффиксом -ИН - (виноградина).
Глаголы:
глаголы с приставками В-, ВЫ-, НА-, ВЫ-;глаголы пространственного значения с приставкой ПРИ-;
Прилагательные:
притяжательные прилагательные с суффиксом - И - без чередования (лисий);относительные прилагательные с суффиксами - Н-, - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;качественные прилагательные с суффиксами - Н-, - ИВ-, ЧИВ-, - ЛИВ-;
III
этап.
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей(
см. Приложение 7)
Существительные:
образование названий профессий
Глаголы:
глаголы пространственного значения с приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПОД-, ПЕРЕ-, ДО-;
Прилагательные:
притяжательные прилагательные с суффиксом - И - чередованием (волчий);относительные прилагательные с суффиксами - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;качественные прилагательные с суффиксами - ОВАТ-, - ЕНЬК-.Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию навыка словообразования предполагает:
Формирование словообразования существительных
а) Образование уменьшительно-ласкательных существительныхб) Образование существительных с помощью суффикса
-
НИЦ - со значением вместилища (посуды)в) Образование существительных с помощью суффикса
-
ИНК-г) Образование названий детенышей животных и птицд) Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (" совершителей действий ").
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4,
5
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.