Рефераты. Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области

p align="left">За годы существования школы из её стен вышло много замечательных людей, которые трудятся в разных районах нашей Родины и за рубежом. Среди них: Ожиганов Юрий - старший научный сотрудник в научно-производственном объединении им. Ползунова (кандидат наук, имеет 8 изобретений, 30 научных работ), Гелий Чураков - учёный - физик, лауреат государственной премии, Фадеева Лидия - профессор - вирусолог, почётный гражданин г. Праги, Соснина Маргарита - научный сотрудник Пулковской обсерватории, Меньшиков Валерий - работавший главным инженером Байконура, участвовавший в запуске космических кораблей.

Второй центр современного общего классического образования - средняя школа № 2. До революции здание школы принадлежало купцу Сайфуллину. С 1918 года на верхних этажах находился исполком, а внизу - народный театр «Красная лира» в 20-х годах это здание было передано под школу второй ступени, реорганизованную в последствии в школу колхозной молодежи. Позже школа колхозной молодёжи была разукрупнена: 7 групп были выделены в образцовую школу, а остальные группы учащихся - в массовую школу. Директором образцовой школы был И.А.Арбузов, массовой -С.И.Ежова.

В 1934 г. эти школы стали называться средней школой №1 и средней школой №2. С 1964 по 1966 года школа имеет следующие названия: Восьмилетняя школа №2; средняя школа №2 города Советска (Приложение 7). (53). С 1972 г., в связи с переездом первой средней в специально построенное здание, вторая средняя расположилась в двух зданиях. (22, 159).

Через год был создан поисковый клуб «Росинка» под руководством преподавателя русского языка и литературы Л.А.Поляковой, награжденной орденом Октябрьской революции. Ребята под её руководством собрали богатый материал по истории школы и о выпускниках, что позволило в 1975 г. открыть школьный музей. Этот музей существует и по сей день (Приложение 8).

Здесь работали: заслуженная учительница школы РСФСР М.И.Лебедева, Е.И. Крутовских и И.И. Оносова, награждённые орденами Ленина, О.А. Оносова, награждённая орденом «Знак Почёта», поэтесса Е.А. Дьяконова... В школе учились: писатели Н.Ф. Васенев, В.Г. Корнилов, инженер-конструктор, автор многих научных работ Г.Л.Новиков, доктор юридических наук, преподаватель МГУ В.П. Балезин, кандидаты наук К.М. Бурханова и Ю.П.Путятин, заслуженные учителя школы РСФСР К.Ф. Красилова и Т.А. Красилова.

В настоящее время Муниципальная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Советска Кировской области является массовой, территориально и социально доступной, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан на бесплатное образование на уровне государственных и региональных образовательных стандартов (Приложение 9).

Образовательной целью школы является создание условий для обеспечения качественного образования, для интеллектуального, эстетического, физического и нравственного развития, формирования самостоятельно, гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. В обучении, развитии и воспитании учащихся школа опирается на принципы природосообразности, "всеобщей талантливости" и "неизбежности перемен", культуросообразности, системности. Содержание учебного материала становится личностно значимым, обучающийся - не сторонний наблюдатель, а личность, изучающая мир изнутри и осознающая себя его частью.

На образовательную ситуацию оказывают влияние удаленность школы от центра города, от учреждений дополнительного образования (школа искусств, ДДТ, спортивной школы, краеведческого музея, библиотеки).

В последние годы произошел резкий рост детей из неполных семей и малообеспеченных, что является следствием социально - экономических процессов, происходящих в обществе, и отражается в работе школы. Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей. Более 70% обучающихся и родителей относятся к школе положительно. Несмотря на это, коллектив школы за педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания, в 1997 году был награжден дипломом «Школа года - 97» (Приложение 10).

На 2005 - 2006 учебный год в школе образовано 29 классов-комплектов, в них 530 учащихся, из них: 1 - 4 - 6 классов, 104 учащихся; 5 - 9 - 14 классов, 273 учащихся; 10 - 11 - 9 классов, 153 ученика.

Классы с углублённым изучением предметов: 3«а» класс (английский язык) - 20 человек; 5 «а» класс (русский язык) - 23 человека; 6 «а» класс (русский язык) - 21 человек; 8 «а» класс (русский язык) - 21 человек; 9 «в» класс (физкультура) - 24 человека;

Класс предпрофильной подготовки 9 «а» - предметы биолого-географического цикла - 20 человек.

Классы компенсирующего обучения - 6 классов: 5б, 6б, 7б, 8б, 8в, 9б, всего 76 учащихся. (25).

Классы очно - заочной формы обучения - 5, в них 61 учащийся. На современном этапе школа работает на основе базисного учебного плана. Педагогический коллектив школы использует новые педагогические технологии, осуществляет инновационные процессы.

В связи с изменяющимися задачами и изменяющейся системой взглядов на конечный продукт деятельности - выпускника школы, характеризующегося высокой степенью самостоятельности, высоким уровнем культуры, разносторонним интеллектом, готового к осознанному выбору и освоению профессиональных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, способного осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность и способного к саморазвитию, - перед школой встаёт необходимость открытия классов с углублённым изучением отдельных предметов. Это предполагает следующие изменения в личностно-ориентированной модели школы (15, 78):

* построение образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самоопределиться и самореализоваться, прожить в школе «ситуацию успеха» в режиме учебных проблем и проблемных ситуаций;

* систему отношений «учитель - ученик», построенной на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве;

* дальнейшую дифференциацию и индивидуализацию обучения, достигаемую путём организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсии, коллективной работы на уроке и т.п..

* изменения в кадровом направлении деятельности школы через:

а) осознание, рефлексию, анализ имеющегося педагогического опыта, выявление развивающего опыта;

б) технологическое оформление инновационного педагогического опыта, согласующегося с образовательной программой школы;

в) освоение новых норм и образцов педагогической деятельности, адекватных концептуальным идеям образовательной политики школы;

г) экспериментальной апробации педагогических инноваций и системы мониторинга - является звеном системы непрерывного образования;

Образовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов - вид государственного, муниципального учреждения, реализующего общеобразовательную программу, направленную на углубленное изучение одного или нескольких учебных предметов независимо от профиля. Цели и задачи деятельности школы углублённым изучением отдельных предметов.

В частности, школа:

— представляет каждому ученику возможность получения знаний на уровне государственных образовательных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений;

— даёт углублённое образование по отдельным предметам и профилям (биолого - географический) с учётом интересов учащихся;

— осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;

— создаёт условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность по профильному предмету).

Классы с углублённым изучением предметов обеспечивают обучение на повышенном уровне сложности. Образовательный процесс осуществляется на принципах уровневой дифференциации и личностно - ориентированного подхода в обучении. Классы с углублённым изучением предметов содействуют:

— удовлетворению образовательных потребностей, разделению природных задатков творческих способностей личности, готовой к деятельности в различных областях фундаментальных наук, повышению общей культуры учащихся;

— обеспечению выпускнику школы среднего (полного) образования и одновременно углублённое овладение знаниями, умениями и навыками по одному из учебных предметов образовательной области, по выбору самих учащихся и их родителей за счёт повышенного уровня содержания реализуемых программ. (21, 45).

Классы с углублённым изучением предметов открылись по решению педсовета школы, по согласованию с учредителем, на основании изучения заказа родителей при условии кадрового, программного, учебно-методического обеспечения школы. Они работают параллельно с общеобразовательными классами, осуществляющими обучение по типовым государственным программам, на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Кировской области «Об образовании», действующего положения о школе с углублённым изучением отдельных предметов.

В настоящее время в литературе достаточно актуальна проблема проектирования образовательных систем и технологий на основе учёта интересов и индивидуальных особенностей учащихся, построения модели разнопрофильного обучения, с разной глубиной усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям, способностям и желаниям обучающихся, социальному заказу общества и возможностям школы. (4, 12).

Процессуально различие целей образования и планируемых результатов обучения для различных категорий обучающихся реализуется в существующих образовательных концепциях через дифференциацию и индивидуализацию обучения, основная идея обновления содержания образования которых состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. (4, 19).

Реализация данной идеи способствует организация профильного обучения на старшей ступени обучения как, средства осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, который предполагает личностное разделение учащихся, формирование устойчивой мотивации к образовательному процессу, способности к профессиональной самореализации и социальной адаптации.

Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

1) обеспечение углублённого изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования;

2) создание условий для дифференцированного обучения старших школьников;

3) создание условий для равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников для продолжения образования по выбранной программе профессионального обучения.

Для реализации данных целей необходима организация системной вариативной, образовательной среды на старшей ступени обучения с привлечением всех участников общеобразовательного процесса, в соответствии с возможностями школы.

В настоящее время в школе №2 за последние годы наблюдается положительная динамика, способствующая повышению качества обучения и предполагающая возможность создания классов (групп) с профильной подготовкой обучающихся по отдельным образовательным циклам:

— достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, категорию имеют 71,1% педагогов (в 2000 - 2001 уч. г. -63%), из них высшую 7% педагогов, 1 квалификационную категорию 47%, вторую - 18% педагогов; (25).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.