Аномальное поведение -- ответная реакция ребенка на ситуа-цию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она силь-но затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в созна-нии, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство.
Расстройство -- приобретенная форма поведения. Оно не свя-зано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обыч-но сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, соз-дающая для него определенные трудности и приводящая к пере-живаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.
Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловле-на пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирова-ния. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен нау-читься самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком об-ременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся -- для взрослых, но естествен-ное для ребенка в возникшей ситуации.
Сегодня все чаще высказывается мнение, что ребенку необхо-дима почти не ограниченная свобода в его развитии. Тогда, мол, он вырастает свободной, раскрепощенной личностью. При этом обычно ссылаются на теорию свободного воспитания и ее якобы положительные результаты -- формирование творческой лично-сти. Особенно ее поддерживают воспитатели и учителя, самоуст-ранившиеся от сложного и многотрудного воспитательного про-цесса. Может, одному из сотни при благоприятном стечении обстоятельств и посчастливится вырасти нормальным человеком. Остальные же дети, предоставленные самим себе, только наращивают нецеленаправленное, нецелесообразное поведение. Посмотрите на детей из «канализационных люков», растущих «свободно» и независимо. Злейшему врагу своему не пожелаешь такой «свободы». Нет, не свободу нужно предоставлять ребенку, а правильно руководить его воспитанием. Нужно устранять излиш-ние препятствия, мешающие неопытному ребенку адаптировать-ся к жизни. Каждому хорошо известно, что ребенок, не обладаю-щий еще ни развитым умом, ни опытом жизни самостоятельно не постигнет всей ее сложности. Преступно бросать его в бушующем жизненном море.
В какие же сложные ситуации попадает ребенок, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, ос-корбляющие самолюбие, насмешки над его родителями и близки-ми, над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликт-ная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагиру-ет), все случаи депривации и многие другие причины. К сожалению, они не могут быть устранены только школьной коррекцией.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень сущест-венно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравнове-шенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям.
Без жизненных принципов и нравственного стержня, сла-бого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведе-ния не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего пове-дения взрослых людей. Как поступают взрослые -- так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.
Закон последовательности впечатлений утверждает: то, что в жизни взрослого человека является наиболее значимым, в ребен-ке запечатлевается прежде всего. Ребенок видит взрослого не так, как мы. Внутреннюю сущность другого человека он ощущает ин-туитивно, а внешность воспринимает непосредственно. Выраже-ние взрослости для него -- прежде всего взрослые атрибуты: оде-жда, манера поведения. Сколько слез пролито из-за того, что мама не разрешает надевать девочке туфли на высоких каблуках, а папа не позволяет сыну употреблять бранные слова, которые сам с таким смаком произносит в его присутствии!
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначи-тельный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность це-ликом ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спо-койный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудно-стей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и пре-ступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вме-сте с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого -- неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быст-рый и эффективный. Но требует большого педагогического мастер-ства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его про-сто -- реалистическим воспитанием, а можем и профессиональ-но -- сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Этим путем мы и пойдем. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм бо-лее привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве та-кого мотива может выступать стремление школьника к одобре-нию взрослого, желание сделать приятное другому человеку.
Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания форми-рование привычки к правильному поведению, т. е. такой привыч-ки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда пра-вильное поведение становится его потребностью.
Наиболее очевидной является характеристика отклоняющего-ся поведения по уровням и содержанию. Нарушения -- от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, гранича-щих с серьезными нарушениями -- легко различает каждый учи-тель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни
Непослушание -- наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общест-венного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Шалость -- краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, ини-циатива, изобретательность. Особенностью шалости являют-ся ее положительный тон, переживание огромного удоволь-ствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окру-жающим.
Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ре-бенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, актив-ность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совер-шает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства -- досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок -- это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговре-менной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неод-нократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
Детский негативизм (от лат. -- отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влия-нию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный -- это один из видов упрямства, выражающийся в от-казе от выполнения требуемого действия. Активный -- когда ре-бенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.
По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.
Основные причины возникновения детского негати-визма:
* перевозбуждение нервной системы;
* переутомление;
* протест против нечуткого, несправедливого отношения;
* капризы избалованного ребенка.
Основной способ коррекции -- это разумная требо-вательность. При запущенности применяются специальные ме-тоды.
Упрямство -- поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необос-нованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких моти-вов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать нача-тое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лжи-вость, а также может привести к расстройству нервной системы:
неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хрониче-ское состояние, то в воспитании возникают существенные про-блемы.
Капризы -- особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необос-нованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двига-тельном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникно-вения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.
Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуж-дения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются уста-лостью или недомоганием. Но преимущественно капризы -- это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8