Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

p align="left">Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчато-сти, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дра-кам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дис-циплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от вос-питателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким обра-зом, формировался ситуационный порочный круг, уси-ливающий дезадаптацию этих детей[16,197].

Так здесь можно выделить 2 подгруппы, отличающиеся по степени массивности и в определенной мере по характеру нарушений поведения.

К I подгруппе были отнесены дети, аффек-тивная возбудимость которых могла быть расценена как непатологическая. Она характеризовалась негрубой вы-раженностью расстройств поведения, отсутствием немо-тивированных колебаний настроения и невротических. наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонен-та аффективных реакций, а также способностью к ком-пенсации поведения в благоприятных условиях.

Как показало клиническое исследование, у 9 из этих ребят аффективная возбудимость проявлялась в виде легко возникающих вспышек агрессии, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, негрубыми вегетативными расстройством.

Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще на родителей реже на учителей, сверстников.

Следует отметить, что у 5 из этих 9 были выявлены и неблагоприятные условия в семье: безнад-зорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы по-ведения родителей. Особенно значимыми для таких детей являлись элементы деспотичности в семейном воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению реакций активного про-теста, оппозиции, имитации.

Ко II подгруппе были отнесены дети, у ко-торых характер аффективной возбудимости и рас-стройств поведения в целом был расценен как патоло-гический.

В поведении детей этой II подгруппы аффек-тивная возбудимость носила значительно более выра-женный и труднокорригируемый характер.

Ее проявления обнаруживали половые различия. Так, для мальчиков была характерна склонность к аффек-тивным разрядам с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к ним с требованием, замечанием немедленно вызывало импульсивную реакцию с агрессией, во время которой он терял контроль над собой, мог вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тя-желый предмет.

Аффективные вспышки сопровождались выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи, гипергидрозом), заканчивались нередко головной болью, иногда повышением температуры..

Наблюдались и немотивированные колебания на-строения, приближающиеся к дисфориям со злобностью, угрюмостью, придирчивостью. В эти периоды они становились особенно чувствительными к различным психотравмирующим факторам, легко вовлекались в конфликты.

У девочек значительное место занимали истероидные явления: демонстративность аффективных вспышек, стремление привлечь к себе внимание чрезмерной выра-зительностью и бурностью эмоциональных реакций, гро-тескностью поведения со склонностью к конфликтам, инсценировкам, оговорам; лживость, повышенная само-внушаемость.

В структуре аффективной возбудимости компонент истероидных расстройств имел двоякий оттенок. У од-них девочек он более отчетливо сопровождался признаками органической недостаточности нервной системы (инертность аффекта, его астеническое завершение, со-провождение головной болью, тошнотой, иногда рвотой), у других эти аффективные разряды были более тесно спаяны с психопатическими особенностями характера: умением учитывать ситуацию, использовать аффектив-ный разряд как способ нажима на окружающих, позво-ляющий добиться удовлетворения своих желаний и тре-бований, большей частью--свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших под-ростков.

Вегетативно-сосудистая дистония выражалась в рез-ких колебаниях артериального давления.

Итак, и в первом, и во втором случае бесспорная роль принадлежит и социальному фак-тору: неблагоприятным условиям воспитания, не стиму-лирующим интеллектуальное развитие ребенка и спо-собствующим реализации аффективной возбудимости.. С неблагополучием воспитания тесно связан и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень ко-торой, однако, обусловливается и биологической причи-ной -- тяжестью органической неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях познава-тельной сферы, так и в деятельности и поведении в целом.

Патологический уровень расстройств поведения у аффективно-возбудимых детей с точки зрения пси-хологической характеризуется в большинстве случаев искаженным характером протекания чаще позитивной или реже негативной фазы пубертата. В негативной фа-зе у этих подростков обнаруживаются падение школь-ных интересов, нарушения взаимоотношений со взрос-лыми (вследствие нежелания выполнять социальные требования, предъявляемые им) и сверстниками (в свя-зи с повышенной раздражительностью, драчливостью, стремлением к лидерству, нередко с позиций силы, пу-тем подавления окружающих). В этих случаях проис-ходит «выпадение» не только из сферы учебной деятель-ности, основной на данном возрастном этапе, но и из сферы общения с социально положительным окруже-нием[26,76].

В позитивной фазе обнаруживается некоторая ста-билизация, сглаживание проявлений аффективной воз-будимости. На этом фоне «вызревают» интересы с нега-тивной направленностью, меняется мотивационная структура--существенное место начинает занимать примитивно-материальная направленность, стабилизи-руются неадекватные самооценка и притязания, форми-руется скептически-пренебрежительное отношение к социально приемлемым нормам и правилам поведения, закрепляются неадекватные способы достижения же-лаемой цели (обман, физическое воздействие, угроза и т. п.).

Представленное наблюдение достаточно демонстра-тивно для характеристики «трудного» ребенка с пре-обладанием явлений аффективной возбудимости.

Центральное проявление его дезадаптации--аффективные разряды, направленные на сверст-ников и взрослых. Тенденция к лидерству, очевид-но, находится в определенной связи с установкой на разрешение конфликтов с позиций силы. Обращает на себя внимание недлительность этих аффективных вспы-шек, определенное критическое отношение к ним в спо-койном состоянии. Явления повышенной аффективной возбудимости легко провоцируются конфликтами в шко-ле, особенно в ситуациях учебной несостоятельности.

Данные педагогических характеристик и психологи-ческого исследования указывают на значительную педа-гогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в ре-чевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд, работу, «само-стоятельный» образ жизни, не подкрепленный, однако, достаточной психической зрелостью.

В генезе явлений аффективной возбудимости играет роль ряд факторов как социального, так и биологиче-ского происхождения, находящихся между собой в тес-ной связи. К социальным факторам относятся отрица-тельное отношение к школе, связанное с ощущением своей несостоятельности, а также неблагоприятные условия воспитания--среда, в которой обычны агрессия, конфликты, пьянство.

В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит и легкой органи-ческой недостаточности нервной системы (данные нев-рологического исследования, нарушения работоспособ-ности по «органическому» типу: инертность, склонность к утомляемости и т. д.). Обращает на себя внимание накопление лиц с интеллектуальной недостаточностью в семье, алкоголизм и явная психическая неполноценность матери.

Несмотря на эти признаки органической недостаточ-ности ЦНС, уровень аффективной возбудимости следует квалифицировать как непатологический. Аффективные вспышки проявляются лишь в провоци-рующих ситуациях, не дезорганизуют поведения РЕБЕНКА в целом: сохраняется определенная критика своего поведения; в серьезных ситуациях есть достаточ-ная способность руководить собой. Относительно сохра-нен и стержень личности: имеются трудовые установки, критика своих интеллектуальных возможностей. В по-сильной трудовой деятельности под руководством взрослых ребенок оказывается в достаточной мере продуктивным и заинтересованным[21,175].

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми

2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, ока-зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол-няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари-щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега-ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле-вать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз-витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос-ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

В коррекционно-педагогической работе с такими деть-ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача-той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли-во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией -- настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да-вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен-но затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана-лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи-тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе-нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по-падают под негативное влияние, педагогу необходимо по-стоянно ставить их в условия строго организованного ре-жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до-ходят до аффективной вспышки по самому незначитель-ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.