Рефераты. Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков

p align="left">Главная цель экспериментальной работы заключалась в изменении родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей. Мы посчитали, что только в данном направлении возможно обеспечить необходимый уровень взаимодействия подростка и родителя, снизить зависимость от бродяжничества подростка, избегания его контектов с родителями.

Кроме того, коррекционно-формирующая работа с родителями была направлена на выработку более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, обусловленных данным возрастом, ликвидацию педагогической неграмотности, продуктивную реализацию арсенала средств общения с ребенком.

Основные задачи контрольного этапа эксперимента заключались в следующем:

1. Проанализировать динамику психолого-педагогической культуры родителей в процессе групповой и индивидуально-консультативной помощи родителям, сопоставив с данными констатирующего эксперимента.

2. Зафиксировать изменения в личностном и психическом развитии подростка.

3. Выработать дальнейшие направления формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской культуры.

Как известно, анализ эффективности семейного воспитания не возможен без изучения психического и личностного состояния ребенка. Поэтому на контрольном этапе эксперимента осуществлялась частичная психологическая диагностика, дающая не только контрольную информацию о позитивных или негативных изменениях в психике ребенка, но и прогностическую информацию, позволяющую выработать дальнейшие направления коррекционно-формирующей работы с родителями и их детьми.

Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе диагностической беседы, суть которой заключалась в анализе качественного состояния процесса семейного воспитания, развития и обучения, сопоставляя данные с реальным состоянием в самом начале эксперимента и на его контрольном этапе. Кроме того, контрольный этап эксперимента предполагал своего рода самоанализ родителей, касающийся динамики уровня их родительской культуры и отражающий изменения в способах разрешения семейных проблем, в контактах с ребенком, нравственно-психологическом климате семьи в целом. Беседа с экспериментатором, процесс самоанализа и саморефлексии после проведенной совместной работы позволил наметить дальнейшие шаги совершенствования психолого-педагогической культуры родителей.

В итоге целенаправленной работы в экспериментальных классах положение стало меняться: родители стали больше внимания уделять своим детям, вместе проводить досуг, искать формы совместной работы. Семья стала более активно включаться в образовательный процесс школы, участвовать в организации работы класса. Это, в свою очередь, позволило снизить вероятность систематического и каждодневного бродяжничества подростков, избегания школы и родителей.

2.3 Социально - педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству

Социально - педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные составляющие:

1. Выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними;

2. Непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально - педагогической работы с подростками «группы риска», требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Это обусловлено тем, что в поле зрения школы находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально - педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально - педагогические технологии; индивидуальные социально - педагогические технологии.

Организационные социально - педагогические технологии направлены на выявление подростков, подверженных бродяжничеству, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально - педагогической технологии.

1) Формирование банка данных таких детей и подростков.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростков:

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно - воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества;

- совершивших правонарушение, повлекшие применение меры административного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного действия;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- состоящих на внутришкольном учете;

- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации - эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2) Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально - педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3) Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

4) Обеспечение условий реализации программ.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. А именно:

- распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

- организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

- организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях групповых и общественных программ;

- отслеживает результаты;

- информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5) Консультирование.

Даная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6) Межведомственные связи социального педагога.

Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, педагогическим коллективом школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.