Рефераты. Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике

Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике

2

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им.И. И. Ползунова

Кафедра инженерной педагогики

Курсовая работа

на тему:

"Разработка частной методики изложения

темы

"Редактор таблиц MICROSOFT EXCEL"

по информатике "

Выполнил: ст. гр. ПОИ

Проверила:

Барнаул 2006 г.

Содержание

  • Введение 3
    • 1. Анализ учебного предмета "информатика" 5
    • 2. Методическая разработка 7
    • 2.1 Назначение и место учебного предмета в структуре, подготовке квалифицированных рабочих 7
    • 2.2 Дидактический анализ темы учебного предмета 7
    • 2.3 Основные понятия 10
    • 2.4 Основная литература качества изложения темы в учебнике 10
    • 2.5 Перспективно-тематический план по информатике при изучении редактора таблиц Excel 14
    • 2.6 Формы активизации познавательной деятельности и пути преодоления трудных мест 17
    • 2.7 План-конспект урока 19
    • Заключение 23
    • Список используемой литературы 24
Введение

Microsoft Excel - мощный редактор таблиц, предназначенный для выполнения всех процессов обработки таблиц: от создания табличных документов, до расчета математических функций и построения к ним графиков, а также вывода их на печать.

Он работает со многими шрифтами, как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многих полезных свойств Excel входит автоматическая коррекция текста по ячейкам, автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста в определенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров стандартных таблиц, заготовок и шаблонов, позволяющих в считанные минуты создать авансовый отчет, балансовый отчет, карточку табельного учета, счет фактуру, финансовые шаблоны и многое другое. Excel обеспечивает поиск заданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент, удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре или размеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам.

В этом Excel во многом схож с текстовым редактором Microsoft Word, но у него есть и свои особенности: для каждой ячейки можно задать числовые форматы, выравнивание, объединение ячеек, направление текста под любым градусом и др. При помощи макрокоманд Excel позволяет включать в таблицы объекты графики, картинки, музыкальные модули в формате *. wav.

Для ограничения доступа к документу можно установить пароль на таблицы, который Excel будет спрашивать при загрузке таблиц для выполнения с ними каких-либо действий. Excel позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими таблицами.

Поэтому данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. Данная тема подготавливает учеников к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Word и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с текстом и графикой.

1. Анализ учебного предмета "информатика"

В наше время предмет "информатика" начинают изучать с младших классов. Рассмотрю пример школы, в которой я учился. Нагрузка: по 2 часа в неделю для каждой подгруппы в классе для старшеклассников и по одному часу для младших классов.

Основными учебными целями предмета "информатика" являются формирование общих знаний о современных устройствах компьютера, об областях их применения и принципах их функционирования, отработка навыков элементарного программирования. Для более подробного изучения организованы факультативы, где помимо глубокого изучения информатики учащиеся могут узнать о таких предметах как "компьютерные технологии", "электротехника", "устройство ЭВМ".

Главная воспитательная цель предмета "информатика" - формирование интереса к ЭВМ. Основными путями достижения этой цели являются рассмотрения ярких изменений в различных сферах жизни человека под влиянием эволюции ЭВМ и путем составления наиболее интересных алгоритмов и программ. На предмете "информатика" рассматриваются сферы деятельности, где без компьютеров уже невозможно обойтись (это такие сферы, как космонавтика, бухгалтерия на предприятии, военно-промышленный комплекс, создание сверх точного оборудования и др.).

Предмет "информатика" занимает примерно среднее место среди других предметов по количеству часов в учебном плане. Параллельно "информатике" изучаются следующие предметы: "русский язык", "литература", "английский язык", "немецкий язык", "история", "ОБЖ", "физическая культура", "математика", "физика", "химия". "Информатика" тесно связана со следующими из них:

Наибольшая межпредметная связь прослеживается между предметами "информатика" и "математика". Это связано с тем, что при помощи компьютера очень удобно производить сложные математические расчеты. Для этого пишут программы для расчета определенных функций и даже целые пакеты прикладных программ, в которых можно посчитать практически любую функцию или сделать определенный математический вывод, но необходимо научится пользоваться данными пакетами. Таким программным обеспечением, например, является MathCAD или Math Lab. Эти пакеты позволяют не только рассчитывать функции, но и представляют их графически, что значительно помогает понять, например, движение точки по заданному уравнению.

Большое значение занимает "английский язык", так как большинство программного обеспечения, установленного на компьютерах не имеет русификатора. Кроме того, практически все языки программирования используют в качестве ключевых и зарезервированных слов английские.

"Информатика" связана и с "русским языком", который позволяет обеспечить корректное общение человек-машина. Очень удобно делать отчеты на персональных компьютерах, а они пишутся на русском языке. В текстовом редакторе Word встроена функция проверки орфографии, что позволяет ученику не допускать ошибок при написании отчета и определить места, в которых ученик слаб в правописании и орфографии.

Таким образом, можно установить межпредметную связь "информатики" практически с любым предметом, изучаемым в школе. Например, необходимо написать программу по составлению аминокислот (предмет - химия). Для этого необходимо знать правила составления аминокислот, а затем приступать к написанию программы. Зачастую биологам нужны, бывают такие программы, в особенности, за последние семь лет, так как они разгадывают ДНК живых организмов и в том числе человека.

2. Методическая разработка

2.1 Назначение и место учебного предмета в структуре, подготовке квалифицированных рабочих

Значение темы в курсе.

Изучение данной темы в курсе "информатики" старших классов связано с тем, что Excel является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.

Место темы в курсе.

Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows в старших классах. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.

Изучив основные функции редакторов Word и Excel можно приступать к изучению остальных приложений Microsoft, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п.

2.2 Дидактический анализ темы учебного предмета

Время и сроки изучения темы.

Изучение темы "Редактор электронных таблиц Microsoft Excel" по времени занимает не менее 6 часов с учетом проведения практических работ по усвоению и закреплению лекционного материала. Кроме того, ученикам предлагается задание на дом, но небольшое, которое позволит самостоятельно изучить одну - две функции редактора Excel. Также ученикам дают задание повторить изученный материал, и на следующем занятии проводится тест.

Характер учебного материала.

Учебный материал, используемый учителем при изучении такой темы как "Текстовый редактор Microsoft Excel", носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы. Он преподает нам описание различных пунктов меню, снабжает нас информацией о функциональных возможностях редактора, обеспечивает учащихся самостоятельной работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит обобщающие и итоговые цели каждого проведенного урока.

Обучающие

Воспитательные

Развивающие

- познакомиться и частично освоить программу Excel 2003 для Windows

научиться подготавливать простейшие таблицы в редакторе Excel

научиться получать справку о системе команд редактора Excel

научиться работать с ячейками и ее данными

научиться осуществлять поиск в документе

научиться считывать с диска и записывать на диск документы

научиться форматировать строки, колонки и ячейки

научиться осуществлять в документе замену

научиться устанавливать режимы печати

научиться распечатывать документ на принтере

освоить возможности редактора по совмещению в документе текстовой и графической информации

- воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность

воспитание у учеников интереса к изучению информатики

воспитание ответственного отношения к учёбе

воспитание аккуратности и бережного отношения к технике

воспитание самостоятельности

воспитание дисциплинированности

- развитие памяти

развитие навыков работы с клавиатурой и мышью

развитие умения самостоятельно добывать знания

развитие умения пользоваться полученными знаниями

Опорные знания.

Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем.

Знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение);

Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows;

Знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий;

Уметь запускать и завершать программу;

Знать три варианта представления окна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоваться соответствующими кнопками;

Уметь перемещать окно;

Уметь выбирать пункты горизонтального меню и команды ниспадающего меню;

Знать основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь с ними работать;

Знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвести указатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши);

Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspace};

Уметь пользоваться полосами прокрутки;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.