Рефераты. Развитие человека как научная проблема

Развитие человека как научная проблема

21

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогическая антропология»

на тему: «Развитие человека как научная проблема»

студентки заочного отделения

специальности Социально-педагогическое обеспечение младших школьников

Исаевой Татьяны Валериевны

Преподаватель: Трегубенко Н.А.

Абакан 2009

Содержание:

Введение

1. Актуальные проблемы развития человечества

2. Концепции онтогенеза

3. Историко-эволюционная концепция развития человека

4. Пространство и время развития человеческого бытия

5. Факторы развития человека

Заключение

Список литературы

Введение

Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором - синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогической антропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.

Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид-ности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результа-те которого произошло превращение антропоида в человека ра-зумного. Существуют различные теории о первопричине этого про-цесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка-честве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.

До последнего времени считалось, что эволюция человека за-вершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основ-ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез -- процесс продолжающийся.

Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако-нам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при-родных и социокультурных процессов -- и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюцион-ного процесса.

По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер-шило две такие перестройки.

Первая произошла в эпоху палеолита -- древнейшего периода каменного века. Вторая -- в неолите (VI--II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтоже-нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна-тельные целенаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципи-альное изменение эволюционного процесса. В первом случае антропоиды сумели сформулировать опреде-ленные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению ес-тественного отбора на уровне организмов -- он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором -- человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызва-ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека.

И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что люди действовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя на основе общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существа нравственные, духов-ные.

Онтогенез -- развитие отдельного человека -- во многом повто-ряет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве -- социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогене-за, онтогенез в то же время -- несколько другой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностей мы сейчас и займемся.

Разные науки используют разные понятия для описания про-цесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще-ствление, индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины, характеризующие онтогенез челове-ка, являются частными по отношению к наиболее общему -- «ин-дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со-зревание, социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтоге-неза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индиви-дуализация в определенной мере зависит от созревания и т. д.

Поскольку человек -- существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его -- процесс целостный и противоречивый, диа-лектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе. Не только количественные изменения, происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про-воцирует количественный рост организма. Динамика одной со-ставляющей человека (организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком организ-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо-циональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре-лостью. (То, что онтогенез происходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта не фронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционно признаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологического знания, интегра-ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например, меняются представления о результате развития ре-бенка и человека. Одно из таких представлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат так понимаемого онтогенеза -- регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения и продолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция более распространена и состоит в том, что развитие ребенка -- накопление прогрессивных изменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходит главным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе-нок начинает все больше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, и психологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.

Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых, развитие -- это диалектическое единство регрессив-ных и прогрессивных преобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития (впрочем, как и в про-цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., ни луч-ше, совершеннее и пр., -- он делается принципиально другим. В-третьих, результатом онтогенеза является все возрастаю-щая индивидуализация каждого человека. И наконец, разви-тие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современной науки к такой особенно-сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность. Действитель-но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудного детства -- почти году (от десяти дней до года), раннего детства -- двум годам (от года до трех лет), первого детства -- четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А. Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре-зультаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит прежде всего от случайностей и оказывается не-предсказуемым. Существенной особенностью онтогенеза являет-ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность» зако-номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждого человека.

Сегодня становится все более признаваемой и следующая не-традиционная точка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цик-личности. Он скорее -- волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солн-ца, определяющего развитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу и организме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальное развитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата--восстанов-ление, дифференциация--интеграция, хаос--гармония, потери-приобретения. Действительно, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан-тропометрических показателей, упорядочение органических про-цессов, т. е. любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известен целый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенок научается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокий уровень -- и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз-никает проблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре-бенка, возрастает его «умудренность» -- и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснет любопытство. По мере развития произвольности психических процессов на смену детской непо-средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет-ское воображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.

И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленность деятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то, что теряется по мере развития, не было беспо-лезным, недостойным человека. Ведь не зря же художники и поэ-ты ищут способы развития у себя непосредственности восприя-тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией. Биз-несмены учатся играть и т. д. В этом же убеждает анализ особенно-стей выдающихся личностей, талантливых людей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлых возраст-ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.