Рефераты. Развитие человека как научная проблема

p align="left">Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова-ниям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери в процессе онтоге-неза не только естественны, но и необходимы.

Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре-рывный и последовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитие человека -- процесс дискретный, пре-рывистый и в определенной мере обратимый. Каждый период жизни человека -- ценность, каждый этап жизни важен. В то же время, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбу этапа, следующего за ним, ни результатов развития в це-лом. Более того, известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и цели своей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.

В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез -- про-цесс, не только детерминированный внешними обстоятельства-ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорга-низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификой человеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную и энергетическую стороны. Первая: идеа-лы, цели, ценности, мотивы, вера -- чаще всего относится к бу-дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение, отноше-ния, чувства, воля -- к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессе своей жизни занимает определенную жизненную пози-цию, осознает ее, несет за нее ответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», -- писала Б. В. Зейгарник.

Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль-ной активностью его в настоящем, -- движущая сила онтогенеза. Она позволяет ему овладевать физическими и социальными усло-виями своей жизни, психически перерабатывать события, проис-ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж-дать собственные ценности -- и изменяться.

Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас-пространяется им не только на себя -- на свое самосовершенствование, но и на изменение, совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно или бессознательно) стремится пе-ределывать все вокруг себя «по себе», стремится ассимилировать среду -- и это в свою очередь способствует его собственному из-менению, индивидуальному развитию.

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного про-цесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане-ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш, затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого недостаточно. Человек должен со-знательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться со-гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане-ты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему пред-стоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определя-ющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориен-тацию на нравственный аспект своего бытия.

Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен-денции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарожда-ется «коллективный общепланетарный мозг», проявляется кол-лективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва-ются правила ее защиты и сохранения.

Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно-го процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил-лионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуще-ствиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осо-знания человеком своей природы и сущности своего развития.

2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА

Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе -- процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи-ми факторами развития человека признаются:

1. состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

2. генетические программы, врожденные каждому человеку;

3. социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет-ного человека;

4. специфическая человеческая активность, принципиально от-личающаяся от активности всего живого.

Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече-ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль-шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте-пень их значимости для своего развития.

В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви-тие -- это реализация конкретной генетически заданной програм-мы, определяющей особенности проявления и программу изме-нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за-данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина-ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об-щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи-зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи-ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю-щихся континуумом разных поведенческих форм).

В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про-грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм-мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ -- жировой или углеводный (при пер-вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто-ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про-граммы поведения человека.

Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен-но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове-ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про-явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек-ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Для сторонников социогенетической объяснительной ориента-ции онтогенез -- это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци-альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при-знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк-ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп-ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело-век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека -- это процесс сознатель-ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -- это «духовные стремления». Для П.Симонова -- «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра -- «внутреннее Я». Для С.Ваймана -- «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

1. достигать самопревышения;

2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич-ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви-тия человека не считают его существом, полностью детерминиро-ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства-ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль-таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя-ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп-ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы-бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен-ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде-ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При-знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз-вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла-нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено-менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци-альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.

3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто-генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво-их собственных свойств (физических данных, психофизиологи-ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело-веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече-ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя-ет ее и себя.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.