Рефераты. Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства

p align="left">Это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Современная карикатура - это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире. Самые известные отечественные современные художники-карикатуристы Борис Ефимов и Виталий Песков [22, c. 34]. Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.

2. Лубомк - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение [3, c. 24].

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Кузнецов Андрей Тимофеевич). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

3. Шарж (фр. charge) - разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели [26, c. 93].

4. Гротеск (фр. grotesque, буквально - причудливый; комичный; итал. grottesco - причудливый, итал. grotta - грот, пещера) - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искаженных форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями [2, c. 92].

5. Книжная иллюстрация

Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду, развивающим чувство юмора, является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.

С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова) [5, c. 37]. Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире.

Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.

Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

1.3 Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада

В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус [19, c. 176].

Юмористические произведения изобразительного искусства - особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора дошкольников. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия [6, c. 65].

Постепенно воспринимая «нотки» сатиры в юмористических произведениях изобразительного искусства, впитывая от них разнообразные ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения.

Так, например, он отмечает, что веселому изображению на картине соответствует смех, приподнятое настроение.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на юмористические произведения изобразительного искусства, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Отбирая для образовательного процесса в детском саду юмористические произведения, необходимо опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение.

На наш взгляд, целесообразно использовать в образовательном процессе детского сада с целью развития чувства юмора дошкольников книжные иллюстрации юмористического характера.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе развития чувства юмора. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения [7, c. 24].

Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, развитию чувства юмора, вызывает эмоциональный отклик на них. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью развития чувства юмора, оживления, уточнения, обогащения сатирических представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть юмористические детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете [29, c. 47].

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста с целью развития чувства юмора.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Направленность внимания на юмористическую выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их сатиризм. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания [18, c. 45].

Занимаясь с дошкольниками, важно, прежде всего, привлечь их внимание к юмористической картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять юмористическое содержание картины.

Очень важно практиковать повторное рассматривание юмористических картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну юмористическую картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. В других случаях, когда у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию юмористического содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

В результате таких занятий у детей развивается юмористический интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки с юмористическими изображениями и дети будут сами выбирать их [23, c. 167].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.