Рефераты. Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства

p align="left">Занятия проводятся один раз в месяц продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек.

После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения изобразительного искусства предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой художественной мастерской.

Тематический план программы

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1

2

3

4

I четверть - «В гостях у осени»

1. Знакомство с волшебными и смешными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов, добавление юмористических деталей. Рисование на тему «Какого цвета радуга». Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с юмористическим содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

2. Дары осеннего сада. Краски

Тема композиции «Улыбающиеся фрукты на блюде». Изучение репродукции И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Работа по шаблону с добавлением юмористических деталей. Умение работать согласно замыслу. Знание фруктов и их цветов.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Чтение стихотворения «Яблоки». Отгадывание загадок о фруктах.

II четверть - «Рассказы зимы»

3. «Смешная снежинка». Гуашь

Симметрия в квадрате. Выражение юмористических эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие юмора в природных формах.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

4. Смешной наряд для новогодней ёлки. Краски

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными смешными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача юмористической эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание стихотворения А. Барто «Ёлка». Новогодние песни

III четверть - «Почувствуй и расскажи»

5. Составление декоративных композиций в квадрате с юмористическим сюжетом. Знакомство с техникой мозаики. Краски

Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате с юмористическим сюжетом. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие «Аккуратности» и порядка при составлении композиции.

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.

6. В мире смешных животных

Гуашь

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие чувства юмора, пластики, мимики, жеста.

Последовательность работы.

Ролевая игра «Угадай кто я?» - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

7. Коллективная работа, рисование карикатуры на тему «Утиный пруд». Гуашь

Юмористический образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Умение замечать юмор в окружающем мире.

Работа с гуашью на основе выбранной палитры.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.

IV четверть - «Весна красна»

8. Шарж на тему «Весеннее платье земли».

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства юмора.

Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.

Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Большая вода. Весна»

9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение «Коллаж ладошек». Передача эмоций, чувств юмора с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства юмора, композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

В качестве примера представлен конспект одного занятия (Приложение 4).

2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников

На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:

1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошкольников предполагает работу с маленькими детьми, то воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно обязательно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

· упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

· дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);

· мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

· двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

· чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

2. Также нами разработаны следующие рекомендации по развитию чувства юмора у дошкольников:

 Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить изображать все это в единстве.

Подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать юмористический замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.

Расширять словарный запас, развивать умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составлять юмористический рассказ по собственному сюжету.

Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (шаржи, карикатуры), общие игры, создание коллажей.

Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.

· Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.

· Работать над снятием телесных и словесных зажимов.

Развивать творчество, фантазию в области юмористических представлений, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.

Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать.

Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.

· Уделять повышенное внимание технике исполнения:

аккуратности в работе со средствами;

дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания - рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.

учить рисовать юмористические рисунки.

· Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую юмористическую деталь, не торопиться.

· Необходимо детальное объяснение, обсуждение юмористического замысла, помощь в ходе работы - «Можно сделать еще и вот так…».

· Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.

· Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.

· Давать задания по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).

· Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира в юморе и его изображения.

Заключение

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; представлен проект программы по развитию у детей чувства юмора; разработаны рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.