ь воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным.
ь чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство.
ь продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение.
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это - проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств. [19, с.30-44]
Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.
Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:
ь перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);
ь интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);
ь характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [6].
Становление детской креативности - это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе - конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.
При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
ь первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
ь второй этап - процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
ь третий этап - анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:
ь Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка
ь Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности
ь Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств
ь Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.
В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.
По мнению многих исследователей произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию
Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:
ь Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
ь Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;
ь Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
ь «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
ь Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
ь Создание поисковых ситуаций;
ь Игровые приемы;
ь Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов(тема, идея), организующих работу воображения;
ь Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
ь Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы
Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке». [30]
Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство.[29]
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.
Еще одно средство выразительности, используемое дошкольниками - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно, аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.
Ритм рассматривается А.В. Бакушинским как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками, штрихами. За основу он берет двигательный и зрительный опыт ребенка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.[1]
Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Е.А. Флерина. Она рассматривала его как основу развития творчества.
Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:
ь Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
ь Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.
ь Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними: в последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Но, прибегая к услугам специалистов необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возникает целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.
ь Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
ь Обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях.
ь Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.
ь Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым: создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Доброжелательное и систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих возможностей ребенка.
ь Учет индивидуальных особенностей ребенка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. [9]
Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста направлены на:
ь Индивидуально-дифференцированное руководство путем использования диалоговых форм взаимодействия взрослых и детей.
ь Разработку содержания, направленного на развитие поисковой деятельности детей.
ь Использование разнообразных форм организации интегрированных занятий и их типов, что способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов. [15]
Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, песенка, танец, игра); создание разных вариантов изображений, применение усвоенных раннее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
1.2 Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8