Каждая деятельность ребёнка предпологает выполнение тех или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети в начале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам).
Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.
Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.
Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.
Показателем наличия навыка является то, что человек, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций.
Учащиеся в рамках данной программы не только разовьют графические навыки, но и получат общее представление о росписи (графике, живописи, рисунке композиции, декоративно-прикладном искусстве).
На наш взгляд, технический рисунок даёт широкие возможности для выражения творческой мысли на бумаге для любого человека, даже не обладающего особыми природными способностями.
Во-первых технический рисунок, если им заниматься в системе, развивает глазомер, тренирует руку, развивает логическое и образное мышление.
В-третьих, технический рисунок учит читать геометрическую форму предмета, что облегчает изображение и прочтение формы любого предмета окружающего мира.
В-четвёртых, технический рисунок - это этап поиска самостоятельной идеи, воплощения мысли, которую можно трансформировать, развивать, изменять при помощи графического языка. А значит, это общедоступный способ самовыражения и самореализации личности.
Технические навыки. Воспитатель учит детей свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий сперва в одну, затем в другую сторону рисовать двойной завиток в вертикальном и горизонтальном положениях и пр., уметь производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одними пальцами при рисовании коротких линий, мелких предметов или их частей, элементов узора, закрашивании мелких деталей рисунка (при спокойно лежащей кисти руки -- как при письме). Педагог учит свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Дети овладевают произвольным изменением наклона кисти руки при рисовании цветом больших плоскостей, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть плашмя. Они учатся покрывать цветом большие плоскости (светлым тоном), используя легкий нажим на карандаш и держа его боковой очинённой стороной к бумаге (пользуются при этом широким размахом руки); учатся равномерно усиливать и ослаблять силу тона при рисовании карандашом; осваивают технику рисования акварелью, т. е. смачивают краски водой, наносят краски на палитру для разведения водой и смешения, достаточно насыщают кисти краской для выполнения рисунка. В этой возрастной группе на занятиях расширяются изобразительные материалы: дети учатся рисовать цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной.
В подготовительной к школе группе воспитатель пристальное внимание обращает на то, как свободно, самостоятельно владеют дети разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура, так как основные технические навыки в рисовании они приобрели в предшествующей группе.
Воспитатель учит детей видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится красивее, изящнее, выразительнее
Методика обучения изобразительной деятельности и кон-М54 струированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой.-- 3-е изд., до-раб.--М.: Просвещение, 1991.--256 с
Развитие графических навыков
Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности
"Чувствовать, знать и уметь - полное искусство", - говорил П.П.Чистяков [83, с. 340].83. Чистяков П. П. Письма записные книжки, воспоминания. М.-Л., 1953. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника -- знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как "уметь".
Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином "уметь" обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.
Изобразительная техника включает умения художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов. Чтобы лучше понять роль изобразительной техники в художественном творчестве, необходимо познакомиться с тем, что говорят о ней сами художники.
Так, П.П.Чистяков писал: "Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту" [83, с. 432]. Почти то же говорил и О.Роден: "Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади" [10, с. 249].10. Бродский И. И. Статьи, письма, документы. М., 1956. В.В.Верещагин подчеркивал: "...Художественная техника -- это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца" [48, т. 6, с. 491].48. Мастера искусства об искусств. М.-Л., 1937-1939. М.В.Нестеров, тесно связывая успех в изобразительном искусстве с хорошим знанием "кухни" художника, с овладением различными техническими приемами, считал, что художник обязан знать свое дело, быть в нем сведущим, как хороший врач, инженер, знать "технику дела".
Совершенство техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности. Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К.П.Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11