Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше - в доме тише».
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них - прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.
Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.
Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный - охру, добытую из береговой глины, чёрный - сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.
Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).
Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов - фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем - фигуры коней или олений.
На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними - ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.
Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:
Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;
Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;
Парное изображение вздыбленных коней;
Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);
Выезд в санях;
Изображение деревьев.
Все народные росписи можно разделить по техники исполнения на два основных вида: графические и живописные.
Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремёсел, таких как резьба, ювелирное дело, вышивка.
К графической росписи относиться мезенская, , печорская, устюжская и северодвинские росписи.
Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика твориться чёткой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки». Только после того, как рисунок проложен чёрной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй составляет Мезень, где прежде делается красный замалёвок, а потом чёрным наводиться конторы и приписываются дополнительные элементы.
Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой. Произнося эти слова, легко представить способ выполнения росписи: махнула кисточка, и получила от этого мазок.… Именно мягкий красочный мазок и составляет основу живописной росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходя из цвета в цвет.
Это деление правомерно, хотя, если судить слишком строго, мы заметим, что живописный мазок часто дополняют светлой или тёмной оживкой, как, например в Городце. Увидим, что графическая по своей структуре Полх-Майдана может удивить….
Мы предлагаем к изучению самые оригинальные виды росписей разных областей России. Они разнообразны и по техники исполнения, и по виду. Это северная графика Мезени и Полх-Майдана, поволжская Городецкая живопись.
Декоративно-прикладная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника развивать свои способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в декоративно-прикладном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Одна из основных целей - раскрыть вопросы методики работы с детьми по поиску эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста через различные виды народных росписей.
В качестве методических рекомендаций к занятиям можно привести следующее. В течение всего учебного года учитель содействует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву. Дети получают представление о принципах создания художественных вещей с учётом важнейших закономерностей - связи формы вещи с её назначением, декора с формой вещи и материалом.
На занятиях в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется ознакомить первоклассников со следующими приёмами народной росписи: цветные круги с применением тёмной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полхов-Майдан), геометрический орнамент - круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская).
Необходимо обратить особое внимание на существенные отличительные моменты в системе заданий: графические навыки даны в связи с оформлением художественной вещи.
Общее для всех заданий - способ выполнения: разнообразные приёмы свободной кистевой росписи. Как показала проверка в школе, все отмеченные особенности содержания декоративных заданий способствуют познавательной активности учащихся, усиливают их эстетическую восприимчивостью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11