Рефераты. Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву

p align="left">Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.

Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше - в доме тише».

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них - прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.

Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.

Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный - охру, добытую из береговой глины, чёрный - сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.

Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).

Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов - фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем - фигуры коней или олений.

На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними - ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.

Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:

Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;

Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;

Парное изображение вздыбленных коней;

Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);

Выезд в санях;

Изображение деревьев.

Все народные росписи можно разделить по техники исполнения на два основных вида: графические и живописные.

Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремёсел, таких как резьба, ювелирное дело, вышивка.

К графической росписи относиться мезенская, , печорская, устюжская и северодвинские росписи.

Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика твориться чёткой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки». Только после того, как рисунок проложен чёрной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй составляет Мезень, где прежде делается красный замалёвок, а потом чёрным наводиться конторы и приписываются дополнительные элементы.

Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой. Произнося эти слова, легко представить способ выполнения росписи: махнула кисточка, и получила от этого мазок.… Именно мягкий красочный мазок и составляет основу живописной росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходя из цвета в цвет.

Это деление правомерно, хотя, если судить слишком строго, мы заметим, что живописный мазок часто дополняют светлой или тёмной оживкой, как, например в Городце. Увидим, что графическая по своей структуре Полх-Майдана может удивить….

Мы предлагаем к изучению самые оригинальные виды росписей разных областей России. Они разнообразны и по техники исполнения, и по виду. Это северная графика Мезени и Полх-Майдана, поволжская Городецкая живопись.

Декоративно-прикладная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника развивать свои способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в декоративно-прикладном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Одна из основных целей - раскрыть вопросы методики работы с детьми по поиску эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста через различные виды народных росписей.

В качестве методических рекомендаций к занятиям можно привести следующее. В течение всего учебного года учитель содействует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву. Дети получают представление о принципах создания художественных вещей с учётом важнейших закономерностей - связи формы вещи с её назначением, декора с формой вещи и материалом.

На занятиях в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью рекомендуется ознакомить первоклассников со следующими приёмами народной росписи: цветные круги с применением тёмной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полхов-Майдан), геометрический орнамент - круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская).

Необходимо обратить особое внимание на существенные отличительные моменты в системе заданий: графические навыки даны в связи с оформлением художественной вещи.

Общее для всех заданий - способ выполнения: разнообразные приёмы свободной кистевой росписи. Как показала проверка в школе, все отмеченные особенности содержания декоративных заданий способствуют познавательной активности учащихся, усиливают их эстетическую восприимчивостью.

1.3 Вывод

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

На занятиях кружка росписи по дереву в системе дополнительного образования детей, учащиеся получают представления о художественном творчестве, приобретают первые графические навыки в изобразительной области художественной культуры.

Знакомство с произведениями народного искусства на бытовые сюжеты открывает перед школьниками новые творческие возможности.

Средствами дополнительного образования мы помогаем нашим детям пробовать себя в различных областях изобразительной деятельности, находить наиболее интересное и важное для себя в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребёнка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вмести с преподавателем, под контролем воспитателя, самостоятельно. Знания, умения и навыки, полученные в группах дополнительного образования, прививает школьникам потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА "РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ"

2.1 Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву»

Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи.

Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности.

На занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития художественного промысла - Городецкая роспись; осваивают навыки письма городецкой росписи; выполняют эскизы изделий с росписью, сами выполняют роспись по дереву; готовят экспонаты для участия в выставках декоративно-прикладного творчества учащихся.

Занятия в кружке «Роспись по дереву» помогут ребятам интересно проводить досуг, научиться различным видам росписи, например, «Городца» ,«Полхов-Майдана», «Мезенской» и другим, а также научиться азам новой творческой профессии художника.

Учебная программа рассчитана на 48 уроков - 48 часов (по одному часу два раза в неделю) и предусматривает занятия с учащимися 5-6-х классов.

Учебная программа включает в себя теоретический материал по темам:

1.Полхов-майдана, графическая роспись.

2.Городецкая живописная роспись.

Практический материал:

1.Художественная роспись по дереву гуашью.

-живописная

-графическая

2.Освоение мягкого мазка кистью от каплевидного до штрихового

3.Освоение способа работы кистью

4.примакивание и вольное рисование.

Учебная программа рассчитана на 1-н год и преследует основные цели:

1.Воспитать интерес к творчеству.

2.Научить рисованию узоров Городецкой, полхов-майданской, мезенской росписи на деревянных изделиях: дощечках, сахарнице, тарелочек, солонки и так далее.

3.Научить графической росписи и росписи мазками гуашью, а также покрытию лаком готовых изделий.

В результате обучения учащиеся:

1.Должны знать:

-правильное сопоставление цветов и тонов гуашью и акварелью при росписи

-особенности графической и мазковой росписи

-технику рисунка лица, птиц, цветов, коней а также различных сложных деталей, дополняющих рисунок.

2.Должны уметь:

-делать эзкиз (вид спереди и сзади)

-делать художественные узоры Полох-Майданской графической росписи

-делать художественные узоры городецкой росписи мазками

-рисовать гуашью и акварелью по дереву

-покрывать лаком разрисованные изделия

3.Должны иметь представления:

-о видах графического рисунка

-о видах рисунка мазками (тематический план приведен в Приложении).

2.2 Методика преподавания Городецкой росписи

Методика преподавания Городецкой росписи строится по краткосрочной модифицированной программе "Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополнительного образования от 7 до 10 лет.

Это программа расширяет и углубляет общий багаж знаний и умений, предусмотренной школьной учебной программой, прививая стремление к самообразованию, формирует необходимые для этого навыки. Они обеспечивают условия для опережающего прохождения детьми различных предметных курсов школьной программы, для компенсации пробелов в учёбе, для получения допрофессиональной и профессиональной подготовки. Здесь воспитанники приобщаются к тем областям знаний, которые выходят за рамки общеобразовательных программ, а одарённые дети получат возможность раскрыть и развить свои таланты. А так же изучить традиции и приёмы Городецкой росписи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.