65
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Факультет Естественно-географический
_________________________________________С.С. Качалина
К защите допустить. Протокол №____ от «_____»__________________2005 г.
Зав. кафедрой химии и биохимии ______________________М.Т. Генгин
Пенза, 2005 г.
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Профильное обучение
1.1.1. Этапы профильного обучения
1.1.2. История возникновения профильного обучения
1.1.3. Развитие профильного обучения в дидактике
1.1.4. Развитие профильного обучения при преподавании химии
1.1.5. Реформа профильного обучения
1.2. Особенности формирования мотивация к изучению предмета
1.2.1. Понятие мотивации в психологии
1.2.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника
1.2.3. Возрастные особенности школьников при развитии мотивации
1.2.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте
1.2.5. Мотивация учения в старшем школьном возрасте
1.3. Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
1.3.1. Личность учителя
1.3.2. Средства обучения
1.3.3. Социализация
Глава 2. Методы исследования
2.1. Неэксперементальные методы
2.1.1. Наблюдение
2.2. Эмпирические методы
2.2.1. Анкетирование
2.2.2. Беседа с учителем
2.3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся
2.4. Теоретические методы
Глава 3. Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов
3.1. Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
3.2. Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах
Глава 4. Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Выводы
Литература
Приложение 1. Вопросы к беседе с учителем
Приложение 2. Вопросы анкеты учащихся
Приложение 3. Внеклассное мероприятие по химии в 7 классе
В новой системе школьного образования выделяют следующие этапы:
· пропедевтический;
· предпрофильный;
· профильный.
1.1.2 История возникновения профильного обучения
Долгое время профильная ориентация в мире носила стихийный характер. Социальное положение родителей являлось тем главным фактором, который становился основополагающим для каждого ребенка. Иначе говоря, профессиональная ориентация полностью подменялась ориентацией социальной [24].
Недостаток квалифицированной рабочей силы, обострявшийся с каждым годом, потребность общества в специалистах высшей квалификации вынудили деловые круги обратить внимание на эту социальную проблему современности [25].
Вначале ХХ века в США, Англии, Германии и Франции появились первые частные службы профориентации молодежи, позже были созданы многочисленные бюро, кабинеты и институты профориентации во многих городах мира.
Однако с первых же дней профориентация на Западе носила ярко выраженный классовый характер. Выбор профессии был ограничен социальным неравенством.
В современном мире США имеются как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах [26].
В Великобритании ведущим органом, который направляет профориентационную работу с молодежью, является Служба занятости молодежи, помогающая школьникам в выборе жизненного пути. Есть государственные и частные исследовательские организации, занимающиеся проблемами профориентации. Учителям школ предоставляют литературу по профессиям с указанием требований к необходимой профессиональной подготовке, справочники по профессиональной подготовке, справочники по производственному обучению, организуют встречи с детьми и родителями, ежегодные лекции о перспективах в профессиональной деятельности, экскурсии.
Во Франции ответственность за организацию профориентации возложена на Министерство национального образования.
Практическую работу в области профессиональной информации и ориентации проводят преподаватели учебных заведений под руководством советников.
В V-VI классах (период наблюдения) собирается всесторонняя информация об ученике с целью его дальнейшей ориентации. По окончании V класса учащимися с помощью педагогов делается выбор направления дальнейшей учебы или профессии. Профориентация в течение учебы в этих классах включает несколько этапов: информация учащихся и родителей, подготовка учащихся и родителей к решению вопроса об ориентации; назначение (распределение всех учащихся между учебными заведениями).
Целью воспитательной концепции профориентации считают активный и сознательный выбор, который делает молодой человек благодаря сформированным в нем способностям и информации о потребностях общества.
В Германии развитие профориентации шло по линии государственной службы, во взаимодействии с которой школа играла подчиненную роль. Федеральное ведомство по труду держит под контролем конъюнктуру, складывающуюся на рынке труда, и выдает рекомендации школам о направлениях профориентационной деятельности в тот или иной период.
Профессиональная пропаганда осуществляется с помощью красочных буклетов, бесплатно распространяемых в школах этим ведомством и фирмами, а также с помощью циклов радио- и телепередач для родителей и учащихся.
В стране функционирует широкая сеть служб профессиональной консультации. Профконсультациями разрабатываются многочисленные методики психофизиологических характеристик учащихся с целью определения их профессиональных возможностей. Что же касается развития и профессионального воспитания, то эти сферы деятельности весьма редко попадают во внимание западногерманских педагогов.
Профориентация в рамках общеобразовательной школы осуществляется с помощью цикла прикладных учебных дисциплин под общим названием «Введение в мир труда и экономики» [2].
Опыт обучения, дифференцированного по предпрофессиональной подготовке, имеется и в России. Еще в 1864 году было введено разделение на «классическое» (открывающее путь для поступления в университет) и «реальное» (прикладное) образование [7].
Зарождение государственной службы управления профориентацией молодежи в нашей стране началось в двадцатые годы.
Системы управления профориентацией в нашей стране можно условно разделить на четыре основных этапа:
1. Начало 20-х - конец 30-х годов - зарождение и становление, поиски форм методов профориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала.
2. Конец 30-х - конец 50-х - «эпизодическое» функционирование, незначительное участие ученых и специалистов в профориентационном процессе.
3. Начало 60-х - начало 80-х - активный поиск в решении задач профориентации.
Страницы: 1, 2, 3, 4