Рефераты. Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению

p align="left">Учебная деятельность, бесспорно, познавательная, но, выделяя ее, мы тем самым подчеркиваем, что познавательная деятельность осуществляется не только на уроке, но во внеурочное время. Это знакомство учеников с миром профессий, труда, основами техники и технологии производства, формирование интересов, склонности к конкретному труду.

Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Оно проводится в следующих формах:

· справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу;

· диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой ими близкой к ней профессии;

· формирующая профконсультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора; она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;

· медицинская профконсультация, направленная на выявления состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии; его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельности, которой будут больше соответствовать его психофизиологические данные.

Профессиональная адаптация - это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой всей профориентационной работы.

Система профориентационной работы строится с учетом влияния внешней среды на профессиональное самоопределение школьников и необходимости организации обратного влияния профессионального самоопределения на среду. Так, например, экономическая потребность в кадрах в данный, конкретный исторический период развития общества, существующая в настоящее время демократическая ситуация могут явиться препятствием для своевременного и равномерного распределения кадров в системе народного хозяйства, с другой стороны, упущения в профориентационной работе ведут к бессистемности в распределении кадров по объектам народного хозяйства.

1.1.4 Развитие профильного обучения при преподавании химии

Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей государственной проблеме помогает найти долю участия учителя химии в этой работе.

В ходе изучения химии у учащихся формируется общий кругозор, включающий сведения о задачах химизации народного хозяйства, об основных принципах современного химического производства, о рабочих и технологических профессиях (лаборантах, операторах, гальванистах и т.д.) [28].

Способности учащихся к химической профессии помогают выявить индивидуальные задания. Эти задания проверяют умение учащихся логически мыслить, анализировать, синтезировать, обобщать, делать теоретические выводы и применять их для последующего усвоения новых знаний, их актуальность и точность, умение проводить целенаправленное наблюдение и объяснять наблюдаемые явления, выявляют способность к техническому конструированию и др.

Важным условием выбора учащимися химической профессии является воздействие личности учителя, увлеченного своим делом, умеющего передать чувство гордости профессией химика.

В библиотеках есть необходимая литература, информирующая учащихся о химических профессиях в популярной форме, чтобы они могли определить свое отношение к ним, а также подготовить доклады, рефераты, на соответствующую тему.

Содержанием работы по профориентации является, прежде всего, переосмысление в этом направлении химического материала. Особого внимания заслуживают политехнические темы, в которые нужно обязательно включить информацию о химических профессиях.

Профпросвещение - это информация о химических профессиях, в которых нуждается производство. Чтобы заинтересовать учащихся этими профессиями, нужна их пропаганда.

Профвоспитание - это формирование на основе изучения личности учащихся их склонностей и способностей устойчивого интереса к химическим профессиям. Профконсультация - индивидуальная работа, аргументированная беседа с учащимися, которые колеблются в выборе профессии.

Формы профориентационной работы:

1. Урок высокого качества, что само по себе является косвенным стимулом профориентации учащихся. На уроке разъясняют сущность химических профессий, не перегружая учащихся излишней информацией, не занимая дополнительного времени [4].

Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока химии. В разумной мере применений стихов, музыки, репродукции картин украшает урок, положительно влияет на процесс восприятия [9].

2. Экскурсии на предприятия, в музей, в агрохимические и другие лаборатории, в аптеки, в ПТУ химического профиля и т.д.

Производственная практика, проводимая в цехах предприятия, обладает мощным профориентационным воздействием. Функцию профориентации активно выполняют факультативы, особенно «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в промышленности», «Основы химического анализа», а также разные виды внеклассной работы.

Широко используются лекции о химических профессиях, встречи со специалистами, вечера, диспуты, конференции, конкурсы.

Методы профориентационной работы по химии также разнообразны. Большую роль в ней играет химический эксперимент, особенно лабораторные опыты и практические занятия, решение экспериментальных задач, позволяющие учащимся проявить творческое отношение к изучаемому материалу [4].

Также внеклассная работа предоставляет большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке [15].

Методы наглядной агитации также используются в профориентационной работе: использование кинофильмов, стендов, посвященных химическим профессиям, а также графиков развития химической промышленности и других отраслей народного хозяйства, в которых отражены достижения химической науки.

Учителю химии полезно создать в химическом кабинете уголок профориентации, где будет находиться стенд с перечнем химических профессий, указанием учебных заведений, которые обучают этим профессиям, и их местонахождения, агитационным материалом для учебных заведений. Здесь же помещают справочники для поступающих в ПТУ, техникумы, институты, где готовят специалистов химического профиля [4].

1.1.5 Реформа профильного обучения

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные [14].

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Предполагаются следующие обязательные общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, интегрированные курсы естествознания, обществоведения.

Профильные общеобразовательные предметы - это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Содержание учебных предметов составляет федеральный комитет государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандарте уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения, а школьника - в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов. Существует несколько моделей организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но, благодаря значительному увеличению элективных курсов, представляет школьникам возможность в полной мере осуществить свои индивидуальные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется на основе целенаправленного и организованного привлечения образовательных курсов иных образовательных учреждений.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Основная их функция - профориентационная. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоение «поля возможностей и ответственности» [13].

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

· вариативность и личностную вариацию образовательного компонента;

· практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов;

· завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров [14].

Разработана система переподготовки и повышения квалификации учителей для работы в условиях профильного обучения, но при этом принципиально важно привлечь в школы преподавателей из других образовательных учреждений (профессионального и дополнительного образования) [19].

1.2 Особенности формирования мотивация к изучению предмета

1.2.1 Понятие мотивации в психологии

Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34].

Мотивация - (от лат. moveo - двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.