Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников
а следующем этапе мотивационная роль практики выражается в реализации её мировоззренческой функции. Н. А. Терёшин указывает, что такая реализация возможна через показ применения изучаемого математического материала смежных курсов и других школьных дисциплин, рассмотрение истории возникновения и эволюции математических понятий и методов, знакомство с элементами математического моделирования реальных состояний и процессов, лежащих в основе овладения прикладной математической идеологией [16, с.3]. При этом осознание роли математических знаний, как важнейшего компонента человеческой культуры, становится одним из ведущих мотивационных факторов, которые обеспечивают осознанное стремление учащихся к применению усвоенного материала в смежных предметах и реальной жизненной практике.Текстовые задачи являются основным средством демонстрации практической значимости математических знаний. При помощи решения текстовых задач учащиеся знакомятся с основным математическим методом познания действительности - методом моделирования, который предполагает построение математической модели, воспроизводящей особенности исходной реальной ситуации; выбор пути исследования этой модели и его реализацию; анализ и истолкование полученных количественных и качественных результатов.Каждый человек должен знать, что практически ежедневно мы сталкиваемся, сознательно или не сознательно, с решением математических задач.
2.3.
Задача Герона Александрийского (
I в. До н.э.)
(Задача 1)
И
з-под
земли бьют четыре источника. Первый заполняет бассейн за 1 день,
второй - за 2 дня, третий - за 3 дня, четвёртый - за 4 дня. Сколько времени
потребуется четырём источникам вместе, чтобы заполнить бассейн?
При решении можно использовать следующий алгоритм:1. Сколько бассейнов заполняют все источники за 1 день:2. Сколько времени потребуется, чтобы заполнить 1 бассейн:На основании этой задачи можно составить различные однотипные задачи, используя следующую общую задачу:
Задача 2
·
Из под земли бьют
источников. Первый заполняет
бассейн за
m
1
дней, второй - за
m
2
дней,...,
п
-й - за
m
n
дней. Сколько времени
потребуется всем источникам вместе, чтобы заполнить бассейн?
Частные формулировки общей задачи можно изменить и по содержанию. Для этого вместо «источников» можно взять бригаду, автобусный парк и т.д. К такому типу относится следующая задача.
Задача 3
·
Со склада различным потребителям распределяется
определённое количество товара. Имеется 5 автопарков. Первый
развозит весь товар за 2 дня, второй - за 1 день, третий - за 3 дня,
четвёртый - за 4 дня и пятый - за 6 дней. Сколько часов потребуется всем
автопаркам, чтобы вместе развести весь товар, если каждый автопарк
ежедневно работает 9 часов?
Решение:
1. Сколько товара развозят все автопарки за 1 день: 2. Сколько дней потребуется всем автопаркам, чтобы вместе развезти весь товар: (дней).3. Сколько часов потребуется всем автопаркам, чтобы вместе развезти весь товар:
(часа).
Ответ:
4 часа.Решение задач этого типа убеждает учащихся в единстве математических методов, в единстве связей практики и абстрагирования. Для учащихся, увлечённых химией, физикой и биологией, важны задачи со следующим содержанием.
Задача 4
·
В 100 г 20%-ного раствора соли добавили 300 г её 10%-ного
раствора. Определите процентную концентрацию раствора.
Решение:
Графический метод:
Рис. 1
Ответ: 12,5%
Метод последовательных вычислений:
Сколько растворенного вещества содержится:а) в 100 г 20%-ного раствора? [
100
*
0,2 = 20(г)
];б) в 300 г 10%-ного раствора? [
300
*
0,1 = 30(г)
].Сколько вещества содержится в образовавшемся растворе?
20 г + 30 г = 50 г.
Чему равна масса образовавшегося раствора?
100 г + 300 г = 400 г.
Какова процентная концентрация полученного раствора?
(50/400)100 = 12,5(%).
Ответ:
12,5%
Алгебраический метод:
Пусть
х
- процентная концентрация полученного раствора. В первом растворе содержится
0,2
*
100
(г)
соли, во втором -
0,1
*
300
(г)
, а в полученном растворе -
х*
(100 + 300)
(г)
соли. Составим уравнение
:
0,2
*
100 + 0,1
*
300 =
х*
(100 + 300)
. Получаем
х
= 0,125 (12,5%).
Ответ:
12,5%
Задача 5
·
Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг
20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах
было использовано?
Решение:
Алгебраический метод:
а) C помощью уравнения:
Пусть
х
(кг) - масса 1-го раствора, тогда
(кг) - масса 2-го раствора.Получаем:
-
0,1*х
(кг) соли содержится в 1-ом растворе;
- 0,25* (3-х)
(кг) соли содержится в 2-ом растворе;
- 0,2
*
3
(кг) соли содержится в смеси.Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим уравнение
: 0,1
х+
0,25*(3
-х
)
=
0,2*3
или
х=
1
.
Итак:
-х=1
(кг) - масса 1-го раствора;
-3-х = 3-
1=2
(кг) - масса 2-го раствора.Ответ: 1 кг, 2 кг.
б) С помощью системы уравнений:
Пусть
х
(кг) - количество первого раствора,
у
(кг) - количество второго раствора. Система уравнений имеет вид: Ответ: 1 кг, 2 кг.
Графический метод:
Рис. 2
Ответ: 1кг, 2кг.
Задача 6
·
Найти два числа, зная, что их сумма равна 16, а сумма их
квадратов - 130.
Для отдельных учащихся, увлечённых другими предметами, полезно решать задачи, связанные по содержанию с любимыми предметами.
Задача 7
·
Тело движется по закону
,
где
и
a<0.
Определить:
- время начала пути;
- длину пути;
- время остановки тела.
Решение.
Эта задача связана с исследованием свойств функций при помощи производной. Обозначим через
t
1
время начала пути, а через
t
2
-
время остановки тела. Производная равна скорости движения тела.Для решения этой задачи можно применить
метод
мозговой атаки
.В этом случае у учащихся последовательно возникают следующие вопросы с соответствующими ответами:1. При каких условиях тело движется?Во временном интервале [
p, q
] тело движется при условиях:
;
-
S'(t)>0,
как только
p < t <q.
2. Каким условиям удовлетворяет момент
t
1
начала пути?Во первых,
.
Во вторых,
S'(
t
1
)
.
0
и
S'(t)<0
при
0 < t <
t
1
.
3. Каким условиям удовлетворяет момент
t
2 остановки тела?Во первых,
t
1
< t
2
.
Во вторых,
S'(t
2
)= 0
и
S'(t)>0
при
t
1
< t < t
2
.
Выводы: 1.
Для решения задачи находим корни
х
1
, х
2
квадратного уравнения . Если корни или мнимые, или равны, или оба неположительные, то задача физического смысла не имеет.
2.
Предположим, что корни действительные,
х
1
< х
2 и 0
< х
2
.
В этом случае
t
2
= х
2 и
t
1
= max {0, x
1
}.
Конкретные примеры могут быть построены следующим образом:- фиксируем действительные числа
х
1
, х
2 такие, что
х
1
< х
2 и
0 < х
2
;
- фиксируем положительное число
n
и отрицательное число
p
;- положим
a = p:(n+3),
b = -p(x
1
+ x
2
):(n+2),
c = p
.
x
1 .
x
2
:(n+1).
Задача 8
·
Калорийность 100
г
свежей севрюги и 100
г
осетра составляет
644
ккал
. Какова калорийность 100
г
осетрины, если известно, что она меньше
калорийности 100
г
севрюги на 12
ккал
?
Решение.
Пусть калорийность 100
г
осетрины равна
x
, тогда калорийность 100
г
севрюги - (
x
+12). Учитывая, что их общая калорийность составляет 644
ккал,
составим и решим уравнение:
x
+
x
+12 = 644,
2
x
= 632,
x
= 316.
Эту задачу можно решить и арифметическим способом. Приведённые задачи удовлетворяют следующим принципам, которые выделены в пособии Л. М. Фридмана [19]:1) решение задач используется для формирования у учащихся необходимой мотивации их учебной деятельности, интереса и склонностей;2) решение задач используется для иллюстрации и конкретизации изучаемого учебного материала;3) выработка у учащихся определённых умений и навыков;4) решение задач - удобное и адекватное средство для контроля и оценки учебной работы учащихся;5) решение задач используется для приобретения учащимися новых знаний.Выявление практической значимости изучаемых фактов не только возбуждает интерес, но является и сильным стимулом, поскольку взаимосвязан с основными целями обучения.
2.4. Мотивационные элементы в преподавании школьных
математических дисциплин
Варианты построения школьных математических дисциплин, с точки зрения характера используемого дедуктивного аппарата, претерпевали различные изменения. Характерной чертой целенаправленного применения рассматриваемого подхода, важной в мотивационном отношении, является ориентация на активное участие самих учеников в построении фрагментов математических теорий («дедуктивных островков») на основе специальной исследовательской работы, проводимой ими совместно с учителями.Важно предусмотреть реализацию следующей последовательности этапов, являющейся результатом обобщения и уточнения предлагаемых в литературе методических схем [16]:1) анализ эмпирического материала и выделение в нём определенных закономерностей;2) перевод этих закономерностей на математический язык, формулы;3) уточнение терминологии и формулировок рассматриваемых предложений на основе попыток обобщения, анализа предельных случаев, подбора контрпримеров;4) доказательство различных математических фактов с опорой на интуицию и прошлый опыт учащихся;5) применение прошлого опыта при решении, как стандартных задач, так и задач, предполагающих привлечение недостающей информации в заранее определенном (учителем, учеником или совместно) «диапазоне выбора»;6) исследование других возможных вариантов логической организации рассматриваемого фрагмента теории (рекомендуется реализовать либо на внеклассных занятиях, либо в виде индивидуальных творческих заданий).Такой подход к построению содержания школьных математических курсов даёт возможность осознать учащимися цели и характер их предметной деятельности, обеспечивает их активное участие в выборе и реализации направления этой деятельности, позволяет подготовить школьников к «деятельностному» восприятию материала других тем школьного курса математики.
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4,
5
,
6
,
7
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.