Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:
- при сохранении единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр;
- при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;
- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.
Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены:
- на развитие музыкальных способностей;
- на развитие способов сенсорных действий;
- на практическое обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий;
- на развитие эмоциональной отзывчивости;
- на активизацию слухового внимания;
- на заинтересованное отношение к познавательной деятельности;
- на формирование самостоятельных творческих подходов и действий;
- на развитие способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых проблемных ситуациях;
- на развитие памяти, мышления, воображения;
- на приобретение знаний, умений, навыков;
- на пробуждение положительного отношения, как к занятиям, так и к музыкальному искусству в целом;
Результаты этого этапа эксперимента показали, что музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей. В таблице № 2 показано, что после проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкально-сенсорных способностей достигли 70 % (14 детей), это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет - 10% 2 детей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:
1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;
- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;
- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию;
- в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость;
2) существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;
3) значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.
В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:
1) развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;
2) формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.
Результаты проведенного эксперимента на двух этапах показаны в графике сравнения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников.
Далее будут раскрыты все музыкально-дидактические пособия и игры, которые были применены в педагогическом эксперименте.
«Лесенка»
Цель. Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
Описание дидактического пособия. Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой - девочка, спускающаяся по лесенке вниз.
Методика проведения. После ознакомления с песенкой-попевкой «Лесенка» детям было предложено узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. При повторном исполнении детям предлагается показать рукой, куда движется девочка - вверх по лесенке или вниз. Отмечая каждый звук, дети постепенно поднимают правую руку (согнутую в локте перед грудью) вверх или также постепенно опускают ее вниз.
Затем детям, в качестве усложнения задания, было предложено разделиться по парам для выполнения определенного задания: один исполняет первую или вторую фразу попевки на металлофоне; другой на слух определяет, куда идет девочка, вверх или вниз по ступенькам, и выбирает карточку с соответствующим изображением. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание.
На следующем занятии они знакомятся с высоким, средним и низким звуком.
Ход игры: Задания также проводятся в игровой форме. В гости к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков - фа, ля, до2. После пропевания каждого имени дети ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина - на нижнюю, Таня - на среднюю, Маша - на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются в разной последовательности, после чего ребята определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и в каком порядке.
После того как дети закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что матрешки для них приготовили концерт.
Взрослый говорит: «На концерте они будут петь втроем, вдвоем, по одной, а вы, дети, должны будете определить, сколько матрешек поет». Определяя сколько матрешек поет, дети знакомятся с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».
Для закрепления знаний о направлении движения мелодии дети исполняют песенку-попевку «Лесенка» на металлофоне, используя при этом молоточки на которых прикреплены матрешки.
Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеевой.
(Приложение № 1)
«Весело - грустно»
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая - спокойная - грустная).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором - со спокойным выражением лица; на третьем - с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.
На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.
Музыкальный репертуар. «Три настроения» Г. Левкодимова.
(Приложение № 2)
«Громко - тихо»
Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.
Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.
“Кот и мыши”
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел.
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10