Рефераты. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр

p align="left">Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Для совершенствования динамического восприятия детям предлагается поиграть в игру «Принц и Принцесса».

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

(Приложение № 3)

«Кто как поет»

Цель. Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Описание дидактического пособия. Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Методика проведения. Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Для закрепления знаний о регистрах, дети играют в игру “Узнай по голосу”.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, Без труда могу я сам

А за дверью разговор. Их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

(Приложение № 4)

“К нам гости пришли”

Цель. Развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Описание дидактического пособия. Дети знакомятся с музыкально-дидактическим пособием «Музыкальный домик».

Методика проведения. Дети узнают, что этот домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Что если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон домика. За ширмой спрятаны музыкальные инструменты, на которых поочередно звучит знакомая детям песенка-попевка «Петушок». Дети вызываются по одному. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены различные музыкальные инструменты, выбирает нужную ему карточку и вставляет ее в окошко домика. Затем они сами выполняют задание: один из детей исполняет песенку-попевку на каком-нибудь инструменте. Остальные отгадывают и закрывают окошечки «Музыкального домика». После этого детям раздают музыкальные инструменты, и они исполняют знакомую попевку.

Для достижения высоких результатов в поставленных целях, используется следующая дидактическая игра, в которой приход «живых гостей» вызвал активность и способствовал эмоциональному подъему.

Игровой материал. Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Взрослый говорит: “Сегодня к нам должны прийти гости”. Стук дверь.

Приходит медведь (взрослый в костюме медведя).

“Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент”.

Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это был бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой музыкальный инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

После того как дети определили музыкальный инструмент, под который плясал медведь, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары деревянных ложек, птичка - под звон колокольчик.

Музыкальный репертуар. «Петушок» (русская народная песня) и другие знакомые детям песенки.

(Приложение № 5)

«Петушок, курочка и цыпленок»

Цель. Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Для выполнения игры предварительно были разучены песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Игровой материал. Карточки с изображением трех ритмических рисунков (петушка, курочки и цыпленка).

Методика проведения. Детям раздаются карточки и напоминается соответствующий ритмический рисунок. Все поют песни и прохлопывают ритмический рисунок. Затем руководитель исполняет один из трех ритмических рисунков на металлофоне и спрашивает: «Кто клюет зерна?» Ребенок закрывает соответствующий рисунок на своей карточке. После этого дети сами исполняют песни, отстукивая ритмический рисунок на металлофоне. На следующем занятии дети поют по ролям, исполняя танец каждого героя.

Музыкальный репертуар. «Петушок», «Курочка», Цыпленок» Г. Левкодимова.

(Приложение № 6)

«Узнай сказку»

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные».

После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

(Приложение № 7)

«Тень-тень»

Цель. Развивать у детей чувства ритма.

Ход игры. Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме:

- песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста;

- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;

- пение по ролям, где взрослый выступает в роли автора, а дети - герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза);

Каждый ребенок прохлопывает свою роль.

- пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок “спрятался”, ладошки “поют вместо него”;

- вся песня от начала до конца поется ладошками;

- когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками;

- дети поют песню «Веселые инструменты»;

- с помощью «веселых» инструментов исполняют ритмический рисунок песни «Тень-тень».

Музыкальный репертуар. «Тень-тень» муз. В. Калиникова, сл. народные.

(Приложение № 8)

«Ритмические кубики»

Цель. Развивать у детей представление о ритме.

Игровой материал. 10 длинных брусочков, обозначающие долгие звуки и 10 маленькие - короткие звуки. Брусочки различные по длине и по цвету.

Методика проведения. Сначала дети слушают несложную по ритму песенку-попевку «Сорока» (рус. нар. мел.) исполняемую педагогом, обращая внимание на ее игровой характер и четкий ритм. Детям раздаются длинные и короткие брусочки. После повторного исполнения дети прохлопывают ритмический рисунок попевки. Затем с помощью брусочков они складывают ритмический рисунок песенки-попевки, после чего исполняют его на металлофоне. На следующих занятиях используются другие песенки-попевки («Петушок» рус. нар. песня, «Андрей-Воробей» рус. нар. мелодия).

Потом детям было предложено в качестве закрепления знаний распределиться по парам и придумывать задания друг другу: один поет или играет на музыкальном инструменте знакомую попевку, другой узнает ее и выкладывает с помощью брусочков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.