Министерство Образования Украины
Харьковский Национальный Педагогический Университет
им. Г.С. Сковороды
Кафедра музыкально-инструментальной подготовки
студентки III курса группы xxx
заочного отделения
музыкально-педагогического
факультета
xxxxxxxxxxx
Научный руководитель
канд. искусствоведения, доцент
xxxxx.
допущена к защите
Харьков - 2005
Содержание
Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:
- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;
- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании - формирование ценностных ориентаций детей;
- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.
В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. Музыкально-творческое развитие учащихся на начальных стадиях обучения изучали: Н.А. Ветлугина ("Музичний розвиток дитини", "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" (соавтор - А. Кенеман)); Л.А. Баренбойм ("За полвека": Очерки, статьи, материалы.); Д.Б. Кабалевский ("Про трьох китів та інші цікаві речі", "Воспитание ума и сердца", "Прекрасное пробуждает доброе"), Н.Д. Леонтович ("Практичний курс навчання співу у середніх школах України"), О.А. Апраксина ("Методика музыкального воспитания в школе"), О.Я. Ростовский ("Методика викладання музики в початковій школі") и др.
Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.
Цель дипломной работы - научно-методическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации.
В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:
- обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся первых классов в музыкально-игровой деятельности;
- экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.
На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы.
Объектом дипломной работы является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.
Предмет дипломной работы - музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся первых классов.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.
Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-игровой драматизации.
Исследовательская работа проводилась в 1-х классах общеобразовательной школы, поскольку для учеников данного возраста игровая деятельность является ведущей.
Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей первоклассников:
1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы;
2) разработка методики, позволяющей активизировать интерес первоклассников к занятиям на уроках и во внеурочное время;
3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.
Теоретические основы исследования процесса формирования творческих способностей первоклассников определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) [5;27;36;17;46], педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) [8;51]. Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др. [7;49;4;13;22;33]. В частности, для данной дипломной работы основополагающей стали методика и результаты исследования Е.А. Борисовой, которая в своей диссертации рассматривает формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации [11].
При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований:
- изучение литературы по проблеме в области философии, психологии, общей и специальной дидактики, частных методик музыкального образования и воспитания;
- изучение школьной документации (календарные, внеурочные планы учителей, материалы методических объединений);
- проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого являлось формирование музыкально-творческих способностей учащихся;
- анализ результатов деятельности учащихся, их математическая обработка.
В исследовании принимали участие учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы №3 г. Энергодара Запорожской области. Всего было охвачено 92 ученика.
Исследование прошло ряд этапов:
I этап - подготовительно-поисковый. Изучение и анализ литературы по проблеме. Накопление и обоснование собственного опыта.
II этап - исследование уровня музыкально-творческих способностей детей исследуемого возраста, проведение констатирующего эксперимента, выдвижение рабочей гипотезы, разработка методики экспериментальной работы, определение целей и задач.
Страницы: 1, 2, 3, 4