Рефераты. Развитие памяти в младшем школьном возрасте

p align="left">Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. На основе исследования я пришла в выводу, что орфографический навык зависит от развития долговременной памяти. Опытно - экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторение материала развитие памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. Для лучшего запоминания необходимо использовать “опоры”, т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память. И только систематическое повторение материала способствует развитию долговременной памяти, что в свою очередь влияет на скорость формирования орфографического навыка.

Заключение

Итак, так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.

Итак, по проблеме развития памяти младших школьников, автором были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы. В силу этого, обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников.

Список использованной литературы

1. Введение в психологию./Составитель Петровский А.В. - М., Прогресс, 1989.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001.

3. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. - М., Линка - Пресс, 1998.

4. Смирнов А.А Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.-1.- М., Педагогика, 1987.

5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т-2.- Ь., Педагогика, 1987.

6. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. - составитель Лапп Д. - Питер, 1995.

7. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично./Составитель Карнеги Д. - М., Прогресс, 1989.

8. Мир восприятия и памяти // Асмолова А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 1996.

9. Нервная система и органы чувств: Метод. Разработка / Сост.: Н.М. Петрова. - И., Изд-во Удм. Ун-та, 1992.

10. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1981.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. - Ростов на Дону, Феникс, 2000.

12. Общая психология. /Составитель Петровский А.В. - М., 1986.

13. Память и ее развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., Психология, 1999.

14. Память человека и ее воспитание // Нечаев А.П. - М., - Воронеж, 1997.

15. Память. /Составитель У. Джеймс. - М., Психология, 1997.

16.Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций Л.С. Выготский. - М., Психология, 2000.

17. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., Педагогика, 1990.

18. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М., Просвещение, 1990.

19. Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений., - М., Академия, 1999.

20. Рудик Г.А. Развивающая педагогика: техника учения и обучения. - И., - РНО НУМ Центр ПО, 1997.

21. Развитие высших форм запоминания //А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. - М., 1983.

22. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти: Пер. с фр. - М., Эндос, 1994

23. Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся. /Под ред. Андреева О.А., Хромова Л.Н. - М., Просвещение, 1994.

24. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. - Екатеринбург, Несси - пресс 2001.

25. Физиология. /Под ред. С.А. Георгиевой, - 2-е изд. - Ф48М.: Медицина, 1986.

26. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

27. Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению. Начальная школа: плюс-минус. № 10, 1999.

28. Дубровинова И.В. Практическая психология образования. М.., 2000.

29. Туркпен- улы Ж. Основы психологии: учебно - метод. пособие для студ. непсихол. спец. / Ж. Туркпен- улы, Л. Ж. Акмурзина, Ж. А. Абишева.- Алматы: Мерей, 2003.- 80 с.

30. Касенов, Кожантай Оразович. Очерки практической психологии / К. О. Касенов.- Актобе: [б. и.], 2006.- 152 с.

31. Маклаков А.Г. Общая психология ПИТЕР, 2001 (Серия «Учебник нового века»).

Приложения

Приложение 1

СТИМУЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛОМАНЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ТРАФАРЕТНЫЕ РАМКИ ДЛЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА СТИМУЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Приложение 2

Материал к методике «Изучение типа памяти»

I.

Дирижабль

Лампа

Яблоко

Карандаш

Гроза

Утка

Обруч

Мельница

Попугай

Листок

II.

Самолет

Чайник

Бабочка

Ноги

Бревно

Свеча

Танки

Журнал

Машина

Столб

III.

Пароход

Парта

Сапоги

Сковорода

Калач

Роща

Гриб

Шутка

Сени

IV.

Волк

Бочка

Коньки

Самовар

Пила

Весло

Загадка

Прогулка

Книга

Трактор

Приложение 3

Анализ результатов исследования «Типы памяти»

Фамилии учеников

Зрительная

Слуховая

Моторно-слуховая

Зрительно-моторно-слуховая

1.Абдыкадырова А.

2.Бем О.

3.Десницкий С.

4.Жирнова К.

5.Кинжиханов А.

6.Кузбаков Э.

7.Лущенко Н.

8.Миржамилова З.

9.Русланов А.

10. Агабабян С.

11. Акожолов Д.

12. Кан К.

13. Ефимова К.

14. Клименкова М.

15. Олейник С.

16. Ракишин А.

17. Таранов В.

18. Чаплина Е.

19. Жоланов Т.

20. Ким В.

3/10 = 0,3

4/10 = 0,4

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

5/10 = 0,5

7/10 = 0,7

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

5/10 = 0,5

3/10 = 0,3

6/10 = 0,6

4/10 = 0,4

7/10 = 0,7

4/10 = 0,4

5/10 = 0,5

3/10 = 0,3

7/10 = 0,7

3/10 = 0,3

6/10 = 0,6

1/10=0,1

10/10 = 1

6/10 = 0,6

2/10 = 0,2

6/10 = 0,6

4/10 = 0,4

1/10 = 0,1

3/10 = 0,3

9/10 = 0,9

3/10 = 0,3

1/10 = 0,1

2/10 = 0,2

4/10 = 0,4

3/10 = 0,3

2/10 = 0,2

5/10 = 0,5

1/10 = 0,1

3/10 = 0,3

2/10 = 0,2

4/10 = 0,4

6/10=0,6

9/10=0,9

6/10=0,6

9/10=0,9

6/10=0,6

4/10=0,4

8/10=0,8

8/10=0,8

6/10=0,6

7/10 = 0,7

10/10 = 1

8/10 = 0,8

9/10 = 0,9

7/10 = 0,7

6/10 = 0,6

8/10 = 0,8

10/10 = 1

7/10 = 0,7

9/10 = 0,9

6/10 = 0,6

10/10 = 1

8/10 = 0,8

7/10 = 0,7

8/10 = 0,8

5/10 = 0,5

2/10 = 0,2

10/10 = 1

9/10 = 0,9

8/10 = 0,8

8/10 = 0,8

9/10 = 0,9

10/10 = 1

5/10 = 0,5

6/10 = 0,6

9/10 = 0,9

8/10 = 0,8

7/10 = 0,7

9/10 = 0,9

10/10 = 1

5/10 = 0,5

20 человек

10,2

7,2

14,9

15,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.