Уровень
Группа
Контрольная
Экспериментальная
Высокий
9%
45%
Средний
64%
56%
Низкий
27%
0
С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах можно построить сегментные диаграммы (рис. 2).
Рис .2
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе исследований, проведения формирующего эксперимента значительно повысился высокий уровень развития познавательной активности - до45% при том, что в констатирующем эксперименте показатели были - 9%. Так же выросли показатели среднего уровня 56% и соответственно было45,5. Дети экспериментальной группы по всем показателям обогнали контрольную группу, т.к. у них совсем не стало низкого уровня развития. А в контрольной группе изменения оказались не такими значительными.
Следовательно, можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построении экспериментальной работы по развитию у детей старшей группы познавательной активности.
Заключение
Ознакомившись и проработав литературу по теме: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» можно сказать, что этому вопросу уделяли внимание многие известные психологи: А.В. Запорожец, Г. Костюк, М. И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, но этот вопрос всё ёщё остаётся актуальным.
Важнейшая задача педагогов - сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс - это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов. В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, опытов, решения задач - дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.
Важная особенность этого процесса состоит в том, что в нём имеет место две противоречивые тенденции: преобразование раскрывает перед ребёнком новые стороны и свойства объектов. А новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования. Только на этой основе будет у ребёнка постоянный интерес к чему-то новому.
На основе литературы, экспериментов, бесед с педагогами, личных наблюдений можно вывести следующие критерии интереса к занятиям:
1. Отсутствие отвлечений от занятий.
2. Сосредоточенность и внимание к основному содержанию занятия.
3. Стремление к самостоятельному размышлению.
4. Возникновение у воспитанников вопросов.
5. Нежелание прекращать занятие, сожаление по поводу их окончания.
6. Охотное и активное выполнение задания.
7. Общее оживление в связи с новым материалом на занятии.
8. Желание детей самостоятельно проверить на практике, сообщаемые педагогом факты и знания.
Не один из этих критериев, взятый сам по себе, не свидельствует об интересе, но их совокупность или наличие большинства из них присущи заинтересованному любому виду деятельности ребёнка.
С целью выявления у детей старшей группы, которые были выбраны за экспериментальные контрольные группы был проведен констатирующий эксперимент. Он проводился с помощью таких методик:
1. Разработанные на базе Бердянского педагогического университета методики, что состоят из отдельных блоков. Базируются эти блоки на криториально-ориентированных тестах. Обобщение данных с каждого компонента познавательной активности позволяет определять уровень сформулированности этого качества.
2. Познавательная задача и её решение.
3. Проблемная ситуация и её решение.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей обеих групп невысокий уровень сформированности познавательной активности. Показатели высокого уровня в экспериментальной группе составили 9% и в контрольной группе 9%, среднего уровня 45,5% и 55%. Много детей в обеих группах оказалось с низким уровнем познавательной активности: 45,5% в экспериментальной группе 36% в контрольной группе.
Такие данные обусловили проведение формирующего эксперимента.
К организации формирующего эксперимента я подошла серьёзно: изучила литературу, которая могла бы мне помочь в этом вопросе.
Проведённая работа позволила определить наиболее эффективные приёмы развития познавательной активности:
1. Использование игровых заданий, упражнения поискового характера и опытов. Направленных на развитие у детей конкретных представлений;
2. Применение различных игр, игровых ситуаций;
3. Рассматривание детских рисунков, выполненных в течение длительного времени;
4. Самостоятельная деятельность детей в процессе занятий;
5. Наблюдение непосредственных объектов (различные экскурсии);
6. Осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Все эти приёмы следует отметить особо, они в наибольшей степени способствуют развитию у дошкольников познавательной активности.
С целью определения динамики в развитии познавательной активности у детей старших групп был проведён контрольный эксперимент. Он был проведён для того, чтобы определить эффективность использования формирующего эксперимента.
Этот эксперимент был проведён по тем же методикам, что и констатирующий, но с добавлением трёх методик: «Нелепицы», «4 лишний», «Последовательность событий», для большей наглядности результатов изменений. Результаты эксперимента в экспериментальной группе меня порадовали: возросли показатели высокого уровня с 9% до 45%, а также увеличилось количество детей со средним уровнем. Показателей низкого уровня не зафиксировано. В контрольной группе изменения оказались не такие значительные.
Следует отметить, что работа по формированию интересов у детей этих старших групп только начата и впереди ещё много интересного и непознанного, на что и нужно обратить внимание педагогам и родителям.
Поэтому можно сделать вывод, что сформированность у ребёнка богатого и разнообразного сенсорного опыта, последовательное развитие основных видов мышления и в целом его познавательная активность определяется педагогическими условиями, в которых он воспитывается, учится и социумом, в котором он живёт.
Библиография
1. Базовый компонент дошкольного образования на Украине Киев, Под ред. журнала Дошкольное воспитание, с. 44.
2. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное воспитание, 1998, №2, с. 12.
3. Буркова Л. Воспитываем почемучек, Дошкольное воспитание, 1993, № 1, с. 4.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, с.211.
5. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач. Кл - Дисс. канд. пед. Наук, - Екатеренбург, 1992, с. 145.
6. Костюк Г.С. Избранные психологические труды, М.,1998, с. 205.
7. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я - дошкольник, К,1996 с. 32,95.
8. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 с. 3-6.
9. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М., 1974 - с. 86.
10. ЛитвиненкоИ. Многоканальная деятельность - способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 22-24.
11. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа, К.,1974, с. 312.
12. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7-9.
13. Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975 - с. 8.
14. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996. - с. 176.
15. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К.,Радянська школа, 1985, с. 43.
16. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение,1993, с. 17.
17. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском садик, М., Просвещение, 1975, с. 114.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1974, с. 65.
19. Ткачук Т. Радость познания, Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.7.
20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред Поддьякова Н.Н., М., 1984, с. 23.
21. Усова А.П. Обучение в детском саду, М., Просвещение, 1970, с. 67.
22. Ушински К.К. История воображения и избранные педагогические сочинения -1954 , том 2.
23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе, М., Просвещение, 1979, С. 160.
24. Эльконин Д.Б. Избранные пед. Труды Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., 1989, с.56-61.
Приложение
Рекомендации родителям - как организовать познавательную деятельность детей
Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:
- становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;
- формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;
- формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;
- развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
- различение живого и неживого;
- бережное и уважительное отношение к живому;
-готовность заботиться о ком-то или чем-то;
- представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;
- технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
- игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;
- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «навырост».
6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по возрастным группам
Создание предметной среды 5-7 лет
В развивающую среду должны входить:
- глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, пазлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8