Рефераты. Развитие речевых умений при изучении темы "Имя прилагательное"

p align="left">Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации -- а) о предмете и явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь» Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой -- создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.[7, с.112]

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них -- это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающее движение вперед.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.

В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями -- умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности -- у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.

Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствующими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик, выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно сказать, что у него есть соответствующее умение.

Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений -- умение ходить, плавать, говорить и т. д. -- вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой или речью, не получает предварительно специальных знаний о том, как надо это делать. Он просто упражняется, подражает взрослым.

Умения человека проявляются на разном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрослом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.

1.2 Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Упражнение в дидактике определяется как планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной деятельности учащихся, необходимой для выробатки умений и навыков.Подчеркивается , что «запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала, - не требуют «от ученика творческого мышления…И каким бы знаниям и навыкам мы ни учили при этом детей, в том числе инавыкам рассуждения, в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждевенцем, постоянно обслуживаемым учителем ».Для развития творческой деятельности учащихся предпологается использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные, творческие задачи. Естественно, что методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном выше понимании но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недиферентированно называют упражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений

Из различных оснований, которые могут быть приняты во внимание при ее рассмотрении наиболее существенными являются следующие: степень активности учащихся ,познавательной самостоятельности, способ деятельности. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.

Упражнения на основе образцов:

- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;

- заучивание стихов и прозы;

- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;

- составление предложений, аналогичных данному.

Конструктивные упражнения - опираются полностью или частично на

правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в

составлении или в перестройке предложений.

Виды конструктивных упражений:

- восстановление деформированного текста;

- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей

- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложении и текста;

- соединение 2-3 предложений в одно;

- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по

предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

Виды творческих упражнений:

- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

- даются опорные слова или сочетания

- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

Рассмотрим основные виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, нам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: «Дай карандаш».-- «Какой?» -- «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится:

Имя прилагательное -- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?[10, с. 220]

Общее грамматическое значение прилагательного -- признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного -- род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма прилагательного -- им. п., м. р., ед. ч.

Называя признаки предметов, прилагательные обслуживают, поясняют существительные. Поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему теснее связаться с существительным, приспособиться к нему.

Прилагательное -- очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному.

При изучении темы «Названия признаков» особое внимание обращается на выработку у учащихся умения отличать названия признаков предметов от названий предметов и действий.

Работа вначале может проводиться на словах, обозначающих качества конкретных предметов, которыми предметы отличаются друг от друга, например: карандаш длинный, карандаш короткий; книга толстая, лист бумаги тонкий; дом большой, шалаш маленький; камень тяжелый, пух лёгкий; лыжи деревянные, коньки стальные; яблоко румяное, сладкое, лимон желтый, кислый.

При этом учитель обращает внимание детей на то, что слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Говоря о значении прилагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знания о том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так, как будто мы его видим.

К основным упражнениям по теме, часть которых выполняется детьми самостоятельно, относятся следующие:

1) отгадывание загадок о предметах по их признакам;

подбор к данным предметам признаков из тех, что даны в учебнике для справок;

придумывание и запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;

приписывание к данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, зайца;

составление предложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;

подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных по смыслу: лимон кислый, а сахар ... , морковь оранжевая, а свекла ....[11,с.97]

На следующем этапе ( III класс) изучается имя прилагательное как часть речи. Изучая прилагательные, нужно выяснить особенности прилагательных путем сравнения его с именем существительным. Прилагательное отличается от существительного и по своему значению, и по своей форме. Существительное обозначает предмет, а прилагательное-- признак предмета; существительное отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? и пр., а прилагательное отвечает'на вопросы: какой? какая? какое? какие? и пр. Существительное имеет постоянный род, изменяется по числам; прилагательное изменяется и по родам, и по числам, в зависимости от имени существительного. Прилагательное всегда относится к существительному и стоит в том же роде и числе, что и существительное. Об изменении прилагательного по падежам, так же как существительного, во II классе не сообщается, но, говоря о зависимости прилагательного от существительного, можно дать существительные и прилагательные не только в именительном падеже (начальная форма), но и в других падежах, причем термин «падеж» не употребляется.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.