Рефераты. Развитие речевых умений при изучении темы "Имя прилагательное"

p align="left">Итак, вторая группа мето до в -- методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков: беседа, игра, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой, различного рода упражнения. Это самая распространенная группа методов развития речи.

Беседа как вопросо-ответный метод обучения имеет приоритетное положение при выборе учителем методов обучения. Учитель пользуется беседой как во время объяснения, так и во время закрепления материала урока, при повторении и оценке работы ученика. При знакомстве с новым словом или уточнении значения слова учитель часто применяет беседу поискового характера, или, как ее называли древние греки, эвристическую беседу.

Такую беседу можно провести на уроке труда, а на уроке русского языка написать сочинение-миниатюру в соответствии с уровнем умений: первоклассники ответят на вопросы (письменно), ученики II и III классов напишут несколько предложений, выбрав одну из тем: «Лучший плотник нашего поселка», «Как я учусь столярничать», «Плотник и столяр».

Остановимся на дидактических играх как методах закрепления знаний, выработки умений и навыков. Перед учителем-практиком часто возникает вопрос: нужна ли игра в начальной школе? Какая игра эффективна на уроке? Психолого-педагогическая наука отвечает определенно: игра для детей, особенно для первоклассников, продолжает оставаться ведущим видом деятельности наряду с деятельностью учебной. Сошлемся на компетентное мнение специалистов.

А.Н. Леонтьев выделил три существенных признака ведущей деятельности личности ребенка: «Во-первых, это такая деятельность, в форме которой дифференцируются другие, новые виды деятельности... Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы... В-третьих, ведущая деятельность -- это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

В игровой деятельности реализуется учебная деятельность со всеми необходимыми для нее требованиями: умением слушать, вдуматься в значение слова, прислушиваться к сказанному, более точно выражать мысль. Благодаря методу игры учитель удерживает внимание детей там, где оно падает, формирует сосредоточенность в работе.

Игра -- метод обучения, она должна вписываться в урок, не ломая его логики. Правила игры даются в замедленном темпе, если необходимо, они повторяются. И еще одно непременное правило: в дидактической игре никто не наказывается, никто не осмеивается, играют все, никто не выбывает из игры. Может быть снято очко, возвращена фишка, но ребенок продолжает игру, так как она есть метод закрепления знаний, выработки определенных умений.

Итак, выбор методов приобретения и закрепления знаний зависит от многих причин: от состава класса, от овладения учащимися методами самостоятельной работы с учебником и справочной литературой, от содержания урока, его материального обеспечения. На уроке русского языка младший школьник приобретает умения читать задание и самостоятельно разбираться в последовательности его выполнения, вчитываться в текст упражнения учебника, списывать его без ошибок, подвергать сомнению трудные случаи написания, разбираться в них. Ученик приучается читать рукописный текст, контролируя себя, пользоваться справочным аппаратом учебника, орфографическим и толковым словарями.

Третья группа методов развития речи младших школьников -- методы работы с техническими средствами обучения.

В настоящее время процесс обучения не мыслится без технических средств обучения. Мы стоим на пороге массового использования ЭВМ в школе, тем более в школе малокомплектной, поэтому приобретение необходимых навыков для использования технических средств обучения на сегодняшний день задача первостепенной важности.

Самая необходимая группа технических средств обучения, используемая на уроках русского языка,-- это диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп (графопроектор). Каждая школа должна иметь диате-ку -- набор учебных диафильмов по всем предметам, в том числе и по развитию речи. Они выписываются по каталогу диафильмов, который издается ежегодно и рассылается в почтовые отделения.

Диафильм на уроке -- это прекрасная возможность использовать наглядный образ предметов или явлений действительности, показать динамику развития сюжета и на этой основе развивать устную и письменную речь учащихся.

Эпидиаскоп значительно расширяет возможности демонстрации учебного материала: диафильм, диапозитив, любой рисунок, схема, таблица, которые надо увеличить. Хорошо, когда детям не навязывают рисунок для рассказа, если они могут выбрать его сами. Например, один из трех вариантов: проецируемый на экране рисунок, иллюстрацию из учебника или из раздаточного материала. Ребят в классе немного, поэтому можно быстро решить, что нравится большинству.

Кодоскоп (графопроектор) еще не получил широкого применения в малокомплектной школе, так как еще не создан набор иллюстративного материала: кодопозитивов. Для развития речи такой материал особенно необходим, так как можно использовать по развитию речи различные варианты рисунков на одну и ту же тему.

Использование средств звукозаписи на уроках русского языка в настоящее время стало нормой, однако возможности влияния музыки на совершенствование детской речи исследованы недостаточно. Соответствующий эмоциональный настрой в процессе работы над текстом изложения, сочинения-миниатюры создает неповторимые условия раскованности, свободы выражения мысли.

Специалисты считают, что использование компьютера в обучении русскому языку даст возможность быстрее, чем это делается сейчас, развивать грамотную письменную речь школьников. В настоящее время страх перед ошибкой вызывает у детей отрицательное отношение к письменной речи. Применение системы обработки текстов позволяет преодолеть это состояние.

В ближайшем будущем, по мере расширения парка компьютеров в наших школах, учебные программы будут предусматривать обучение школьников с помощью электронно-вычислительной техники с шести лет.

Итак, обосновав классификацию методов развития речи младших школьников по дидактическим целям и используемым средствам, заметим, что во всех группах методов дидактическая цель всегда четко выражена: сообщение новых знаний, приобретение знаний, формирование умений, выработка навыков, использование ТСО.

Заметим, что поставленные дидактические цели обеспечиваются разнообразными методическими и дидактическими средствами обучения: разнообразными видами наглядности (непосредственной и опосредованной), в форме атрибутов для игр; таблицами, схемами, памятками, образцами рассуждений, рисунками, справочной литературой.

Список использованных источников

1.Багусловская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка/ Н.Е. Багусловская - М.: Просвещение, 1980 - 240 с.

2.Городилова Г.Г. Практикум по развитию речи/ Г.Г. Городилова - М. Просвещение, 1991 - 288 с.

3. Жинкин. Н.И. «Язык - речь - творчество»/ Н.И. Жинкин - М., Просвещение, 1998 г. - 349 с.

4. Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе»/ В.А. Закожурникова - М., Просвещение, 1988 г. - 245 с.

5.Коляденко Т.С. Развитие речи с элементами стилистики/ Т.С. Коляденко - Л. : Просвещение 1981 г. - 264 с.

6. Ладыженская, Т.А. «Живое слово»/Т.А. Ладыженская - М., Просвещение, 1986 г. - 232 с 6. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития»/ М.Р. Львов - М., Просвещение, 1985 г. - 459 с.

7. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г. - 540 с.

8. Львов, М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе»/ М.Р. Львов, - М., Просвещение, 1980 г. - 423 с.

3.Рождественский Н.С.«Речевое развитие младших школьников» Н.С.Рождественский - М., Просвещение, 1980 г. - 245 с.

9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» / Н.И. Политова - М., Просвещение, 1984 г. - 342 с.

10.Пустовалов П.С. Пособие по развитию/ П.С. Пустовалов - М. Просвещение, 1976. - 287 с.

11.Пустовалов П.С. Пособие по развитию 2-е издание/ П.С. Пустовалов - М. Просвещение, 1987. - 288 с.

12.Рождественский Н.С.«Речевое развитие младших школьников» Н.С.Рождественский - М., Просвещение, 1980 г. - 245 с.

13. Синицын, В.А. «Путь к слову»/ В.А. Синицын - М., АО «Столетие», 1996 г. - 321 с.

14. Ушаков. Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе»/ Н.Н. Ушаков. - М., Просвещение, 1980 г. - 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЕРЫЙ АСФАЛЬТ И ЦВЕТУЩАЯ ПОЛЯНА

Представь себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну; как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. На поляне растения всяческих форм, размеров и окраски: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.; обрати внимание на то, что всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных, которые делают нашу речь живописной.

Та же мысль выражена в рисунке: ковёр без узора и каймы символизирует описание без прилагательных, узоры и кайма украшают ковёр, как прилагательные речь.

ПРИЗНАК НА ЛЮБОЙ ВКУС

Знайкин показал друзьям рисунок и попросил:

Назовите прилагательные!

Чёрные\-- выпалил Самоделкин.

Бальные,-- сказал Задумкин.

Мамины,-- подала голос Пятёркина.

Ты, Самоделкин, увидел свой признак непосредственно,-- начал комментировать Знайкин,-- и назвал качественное прилагательное, Задумкин соотнёс признак с понятием бал и употребил относительное прилагательное, а Пятёркина назвала признак по принадлежности, использовав притяжательное прилагательное. Когда вы хотите как можно шире описать качества предмета, используйте разные разряды прилагательных,-- подвел итог Знайкин.-- Но помните, что прилагательные иногда перебегают из одного разряда в другой (железный гвоздь -- железные нервы).

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ РАСТЯГИВАЮТСЯ

Признак, который выражается качественным прилагательным, может быть в предмете в большей или меньшей степени. По этой примете качественное прилагательное легко отличить от притяжательного и относительного. Посмотри на рисунок: качественное прилагательное изображено здесь в виде аккордеона. Нам нужно попытаться растянуть его, т. е. узнать, может ли быть признак в большей степени, есть ли форма сравнительной степени. Попытка нам удаётся, и открывается, что это прилагательное качественное (например, длинный -- длиннее).

Однако не все качественные прилагательные имеют степени сравнения. Те, которые перешли из относительных в качественные, не развили такой способности.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИДУТ В ОБХОД

Качественные прилагательные прямо и непосредственно выражают признак, а относительные обязательно идут в обход и заимствуют свои признаки у материала (пластилиновый, железный, костяной), места (сельский, уличный, дворовый), времени (сегодняшний, прошлогодний, завтрашний), действия (плавательный, талый, сберегательный). Вот относительные прилагательные деревянный и берестяной, они называют признак не прямо, а через отношение к материалу.

Относительные прилагательные, как мы уже сказали, могут переходить в качественные, поэтому предлагается такое задание.

Определи, качественные или относительные прилагательные: золотое кольцо, золотой человек, железный брусок, железный характер.

ПАДЕЖ НАПРОКАТ

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались бы они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собствен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Прозрачных облаков спокойное движение. Как дымкой, солнечный перенимая свет, То бледным золотом, то мягкой синей тенью Окрашивает даль. Нам тихий свой привет Шлёт осень мирная.

А.К.Толстой

Картину какой осени рисует поэт?

Как ты понимаешь слова осень мирная?

3. К какой части речи относятся выделенные слова? Что они обозначают?

4. Спиши, укажи стрелками слова, с которыми связаны прилагательные. Какая это часть речи?

Карточка № 158

На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Головы не было видно, -- она вся, по длинную шею, была под водой. Птица вытащила из воды маленькую голову, величиною с яйцо, с курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. (По К. Паустовском)

1. Ты догадался, о какой птице идёт речь?

2. Подчеркни имена прилагательные. Какую роль они играют в речи. Выдели их окончания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание 1.

Храбриться, храбрость, ... . Запах, пахнет, ... . Лень, лениться, ... . Ночь, ночевать, ночлег, ... . Тень, затенить, оттенки, ... .

1. Спиши.

2. Выдели корни и дополни однокоренными прилагательными.

3. Подчеркни безударную гласную в корне.

Задание 2.

1. Используя имена прилагательные, попробуй состав загадки о бабочке, стрекозе, белке, дне, ночи.

2. Запиши одну из них.

Карточка № 169

Деревушка спряталась в л сной глуш . Вокруг маленькой деревеньк поднимается вечнозелёный хвойный лес. За острыми в рхушками елей и пихт можно разгл деть горы. Вбл зи деревеньк в днелась г рбатая гора с седой м хна той в ршиной. В пасмурную погоду в ршина пряталась в мутном сером туман . С горы сб гают ключи и ручейки. Один такой ручеёк поит всю деревню студёной, чистой, как слеза, водой.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Определи тему текста. Подбери заголовок.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи падежи имён прилагательных. Выдели окончания

прилагательнх.

Карточка № 170

Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.

Подумай, как можно продолжит текст.

2.Придумай конец и запиши тек полностью.

3.Выдели окончания прилагателых и определи их падежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.