Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи
i>Результаты исследования толкования лексического значения адъективных предикатов позволяют сделать вывод, что у всех обследуемых детей прослеживалась сходная картина соотношения различных типов ответов. Дошкольники обеих групп при толковании значения прилагательных в большей степени применяли синтагматические связи, например, "пустой - стакан"
(
название предмета, которому присущ данный признак). Следует подчеркнуть, что у испытуемых с речевой патологией подобные тенденции в ответах прослеживаются в течение всего дошкольного возраста. У детей
с нормальным речевым
развитием и дошкольников с ОНР доминировали в ответах парадигматические связи, например, "длинный - эта дорога большая"
(
толкование предиката с помощью семантически близкой лексемы этой же части речи). Однако испытуемые с ОНР, выполняя данное задание, преимущественно использовали жесты, повторы, случайные реакции, отказывались от ответа.В среднем, испытуемые с ОНР не могли объяснить значения прилагательных в 18% случаев.
Результаты исследования толкования лексического значения наречных предикатов
позволяют отметить, что дети с нормальным речевым развитием, и ОНР при объяснении наречий в большей степени применяли парадигматические связи, чем синтагматические.У всех детей наблюдалось увеличение ответов с использованием парадигматических связей, например, "близко - это недалеко" (толкование предиката посредством синонимизации), лексико-семантического компонента, например, "поздно - это не рано, значит уже ночь"
(
толкование значения предиката через выделение некоторых дифференциальных признаков) и уменьшение синтагматических связей, например, "радостно - это когда тебе делают подарки и когда мама разрешает играть в компьютер" (толкование значения предиката через ситуацию). Следует отметить, что дети ЭГ, объясняя значение наречия, чаще всего применяли неадекватные реакции и синтагматические связи. В среднем испытуемые с ОНР
не могли объяснить значения наречий в 17% случаев.
Результаты сопоставительного исследования предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины при
нормальном и нарушенном речевом развитии
.
Исследование было направлено на определение взаимосвязи между расширением длины высказываний и трансформацией в них
предикативных связей
(было рассмотрено 6 речевых высказываний). Для анализа
предикативной структуры
семантически целого высказывания детям предлагалось воспроизвести авторский текст, соответствующий их возрастным возможностям. В структуре текста были предварительно выделены: предикативные звенья первого порядка, несущие основную мысль высказывания; звенья второго порядка, отвечающие за разворачивание сюжета; предикативные звенья третьего порядка, уточняющие события, отражённые во втором звене.Так, дошкольники
с нормальным речевым развитием
использовали фразы, состоящие из 4-5 (33%) и 6-7 (29%) слов. При передаче доступного текстового сообщения, дети самостоятельно могли сформулировать основную мысль, дополняя её предикативными звеньями второго порядка. Их сверстники, составляющие экспериментальную группу, в основном продуцировали однословные и двухсловные конструкции. Дети с ОНР
воспроизводили небольшой по объёму рассказ, при этом наблюдались пропуски предикативных звеньев первого, второго и третьего порядка, что приводило к смысловой незавершённости высказывания.У детей
с нормальным речевым развитием
значительное количество ответов приходилось на фразы, превышающие 8 лексем (37%). Дошкольники могли воспроизвести законченное связное сообщение, сформулировать основную идею текста. Анализируя высказывания, составленные детьми
с
ОНР
, можно отметить, что на первом месте по распространённости находились двух-, трёхсловные конструкции (58%), а количество однословных ответов составило 25%. Некоторые фразы, состоящие из 4-5 лексем (17%), содержали ошибки в структуре, наблюдались пропуски главных и второстепенных членов, необоснованные инверсии.При пересказе дошкольники
с ОНР
верно передавали предикативные звенья первого порядка. В основном страдали предикативные звенья второго порядка, дети пропускали или замещали их на предикативные звенья третьего порядка.Испытуемые
с нормальным речевым развитием
при продуцировании многословных конструкций использовали различные типы предикативных связей. Всем детям было доступно самостоятельное формулирование главной мысли рассказа, программирование монолога как речевого целого. Несмотря на выраженную тенденцию к расширению длины фразы, дети
с ОНР
всё же не достигают того объёма речевой продукции, который соответствует дошкольникам
с нормальным речевым развитием
.
Выводы
Подводя итоги констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:1. У испытуемых с ОНР наблюдается отставание в объёме предикативной лексики в сравнении с возрастной нормой на один год;2. Все обследованные дети при объяснении лексического значения глагольных, адъективных и наречных предикативных единиц чаще использовали ответы с применением лексико-семантического компонента, парадигматических связей и реже ответы с использованием синтагматических связей и неадекватных реакций;3. У дошкольников с нормальным и патологическим речевым развитием при актуализации именных предикатов чаще наблюдаются ответы с применением лексико-семантического компонента, чем с использованием денотативного компонента.4. У большинства обследованных детей с ОНР высказывания различной длины не всегда соответствуют общепринятым нормам: наблюдаются неадекватные семантические замены, пропуски предикатов, аграмматизмы.5. Текстовые сообщения всех обследованных детей с патологией речи
отличаются пропусками большого количества предикативных звеньев различного порядка, нарушением логической последовательности изложения, искажением смысла, что свидетельствует о несформированности предикативной структуры семантически целого высказывания.6. Анализ состояния семантического компонента предикативной лексики у дошкольников 4-7 лет с нормальным и нарушенным речевым развитием позволил соотнести полученные результаты с типологической характеристикой трёх уровней речевого развития, более точно определить верхнюю и нижнюю границы уровней общего недоразвития речи и на этой основе обосновать методическую систему приёмов, направленную на формирование данного пласта лексики у дошкольников с ОНР.
Глава 3. Формирование семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Экспериментальная серия занятий по формированию семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В 2007-2008 гг. (сентябрь-май) для определения результативности обучающего эксперимента испытуемые дошкольники с ОНР (II уровень) были разделены на две подгруппы: подгруппа-1 - экспериментальная, подгруппа-2 - контрольная. В каждую подгруппу вошли 10 детей одного и того же возраста и года обучения. Дети обеих подгрупп не отличались друг от друга по уровню общего и речевого развития.Основная цель экспериментального обучения заключалась в апробации экспериментальной серии занятий, направленной на формирование семантического компонента у дошкольников с ОНР (II уровень).В основу разработки экспериментальной серии занятий были положены: деятельностный и системный подходы к коррекции нарушений речи, принципы учёта этиологии, механизмов, структуры речевого дефекта; взаимосвязи формирования лексики с развитием мыслительных операций, памяти, внимания; системности; наглядности и доступности материала. Логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы были тесно связаны между собой и взаимообусловлены.Первый (подготовительный) этап.Цель
этого этапа состояла в закреплении у дошкольников с ОНР (II уровень) умения понимать и адекватно использовать однословные и двухсловные высказывания в самостоятельной речи. Первый этап включал в себя четыре комплекса упражнений.В соответствии с
задачей первого комплекса упражнений
дошкольники устанавливали соответствие между пиктограммой или идеограммой и обозначаемой лексемой. Пиктографический код включал пиктограммы и идеограммы, которые представляли символическое, реальное или абстрактное обозначение предметов, действий и признаков предмета. Пиктограммы содержали дополнительные символы (именная - символ подлежащего, глагольная - символ сказуемого, адъективная пиктограмма сопровождалась волнистой линией). При соотнесении лексического значения слова с визуальной опорой использовался следующий алгоритм: логопед задавал вопрос к существительному, глаголу, прилагательному или наречию; дети отражённо и сопряжённо воспроизводили актуализируемую лексему; слово соотносилось с предметом или картинкой, а затем с пиктограммой и вновь произносилось детьми.
Задача
второго комплекса упражнений
состояла в усвоении детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры. Продуцирование детьми указанных конструкций происходило с помощью вопросно-ответной формы, определяющей в высказывании субъект и предикат. Дошкольники учились подбирать близкие и далёкие по значению предикативные лексемы, таким образом формировались парадигматические связи. Работа над организацией синтагматических связей шла через включение предиката в контекст двухсловной конструкции.
Задача третьего комплекса упражнений
предусматривала
изучение деривационных отношений и грамматических категорий в структуре двухсловного высказывания. Овладевая алгоритмом двухсловных фраз, дети учились образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); изменять наиболее частотные именные, глагольные и адъективные предикативные единицы по родам, числам и падежам. При изучении элементарных форм изменения и образования слов дошкольникам предлагались пиктограммы, которые содержали дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (^).
Задачей четвёртого комплекса упражнений
было включение двухсловных конструкций в диалогическую речь. Дошкольники осваивали простейшие типы диалогов, постепенно овладевали парностью реплик, умением понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Все реплики, продуцируемые детьми, сопровождались пиктограммами и идеограммами.Проведённые в рамках первого этапа приёмы и упражнения: использование пиктограмм и идеограмм для воспроизведения двухсловных высказываний; составление конструкций по "рассыпанным" пиктограммам; работа над составлением высказываний в парах; разыгрывание диалога по ролям способствовали развитию предикативных процессов, созданию у детей с речевой патологией нового уровня обобщений и абстрагирования, что содействовало увеличению длины высказывания.Второй (основной) этап
.
Цель данного этапа работы заключалась в формировании у дошкольников с ОНР (II уровень) умения понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания.В начале обучающего эксперимента детям предлагались упражнения, направленные на усвоение предикативных связей в высказываниях различной длины (от 3 слов до 8 и более): субъект - действие (предикат) - объект (Девочка
рисует
цветок). Далее отрабатывались следующие модели высказываний: субъект - действие (предикат) - объект - орудие действия (Мальчики
пилили
дрова пилой); с "двойной предикативностью" (Бабушка
сидит
в кресле и
смотрит
телевизор); с двумя антонимическими предикативными лексемами (Тане
грустно,
а Олегу
весело
); сложносочинённые конструкции, состоящие из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Лена
ушла
в школу, а Коля
пришёл
из школы). Предикативные связи усваивались дошкольниками посредством пиктографического кода и стимулирующих вопросов логопеда. Высказывания, включающие сложные предикативные связи, изучались дошкольниками в более поздние сроки (при переходе со второго уровня речевого развития на третий). Логопедическая коррекция на этом этапе предполагала ввод пиктограмм и идеограмм как вспомогательного средства, постепенно количество визуальных опор сокращалось. Усвоенные дошкольниками фразы с различными типами предикативных связей включались в небольшие по объему тексты.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
, 10,
11
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.