Рефераты. Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи

сновной задачей работы над словарем следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей. Это в настоящий момент провозглашается многими специалистами в области патологии речи, с успехом применяющими психолингвистический подход в своей работе: Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и др. Именно их серьезные наработки, имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию лексической системности два основных направления:

Накопление лексических единиц.

Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).

Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:

Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;

Работа над лексикой неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;

При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;

Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак [29].

Глава 2. Изучение особенностей семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1 Диагностика семантического компонента дошкольников

Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (II - III уровень).

Для сравнительного анализа состояния предикативной лексики мы сформировали контрольную группу (КГ), в которую вошли 10 детей с нормальным речевым развитием того же возраста. Эксперимент проводился в течение 2007-2008 учебного года.

Целью констатирующего эксперимента было изучение особенностей предикативной лексики детьми с ОНР на основе полученных данных выделение основных направлений коррекционной работы, направленной на формирование семантического компонента речевой системы у детей с данной речевой патологией.

Обследование включало анализ состояния импрессивной и экспрессивной сторон предикативной лексики, сопоставительное исследование предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины.

При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы задания, разработанные Т.В. Ахутиной, В.К. Воробьёвой, В.П. Глуховым, В.А. Гончаровой, А.А. Залевской, Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой, Г.В. Чиркиной и др. [7; 13; 37; 38; 46; 41; 51; 70; 78].

Речевая продукция детей оценивалась по 4-х балльной системе. Стимульным материалом исследования послужили 56 изображений слов (21 глагол, 18 существительных, 18 прилагательных, 6 наречий).

Процедура эксперимента предусматривала исследование понимания и употребления глагольных, именных, адъективных и наречных предикативных лексем. В процессе обследования детям предлагалось показать и назвать изображённые на картинном материале предметы, действия и признаки предметов. Например:

Задание 1. "Рассмотри картинки. Покажи и назови: Кто это? Что это? Что делает?" (см.: Приложение 1).

Задание 2. "Рассмотри картинки, сравни. Назови: Кто это? Что делает? Что делают?" (см.: Приложение 2).

В соответствии со сложностью задания, продукция детей оценивалась по 4-х балльной системе:

1 балл - дошкольники устанавливали соответствие между рисунком и обозначаемой лексемой. Рисунки содержали дополнительные символы. При соотнесении лексического значения слова с визуальной опорой использовался следующий алгоритм: логопед задавал вопрос к существительному, глаголу, прилагательному или наречию; дети отражённо и сопряжённо воспроизводили актуализируемую лексему; слово соотносилось с предметом или картинкой и вновь произносилось детьми.

2 балла - необходимо усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры (рисунок). Продуцирование детьми указанных конструкций происходило с помощью вопросно-ответной формы, определяющей в высказывании субъект и предикат.д.ошкольники учились подбирать близкие и далёкие по значению предикативные лексемы, таким образом, формировались парадигматические связи. Работа над организацией синтагматических связей шла через включение предиката в контекст двухсловной конструкции.

3 балла - предусматривалось умение образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); изменять наиболее частотные именные, глагольные и адъективные предикативные единицы по родам, числам и падежам.

4 балла - необходимо было включение двухсловных конструкций в речь. Дошкольники осваивали простейшие типы диалогов, постепенно овладевали парностью реплик, умением понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Все реплики, продуцируемые детьми, сопровождались рисунками.

Проведённые в рамках первого этапа приёмы и упражнения: использование рисунков, пиктограмм для воспроизведения двухсловных высказываний; работа над составлением высказываний в парах; разыгрывание диалога по ролям способствовали развитию предикативных процессов, созданию у детей с речевой патологией нового уровня обобщений и абстрагирования, что содействовало увеличению длины высказывания.

На основе полученных баллов были определены уровни сформированности семантического компонента на основе исследования предикативной лексики.

Низкий уровень - умение понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре высказывания.

Средний уровень - умение понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре высказывания и владеть парадигматическими и синтагматическими связями в структуре высказывания.

Высокий уровень - умение понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре высказывания и владеть парадигматическими и синтагматическими связями в структуре высказывания, а также включать высказывания различной длины в связную монологическую речь.

2.2 Анализ особенностей семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На первом этапе анализировалась импрессивная сторона лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ЭГ) и с нормальным речевым развитием (КГ).

Результаты исследования у дошкольников с речевой патологией позволили построить диаграмму, которой уровни развития импрессивной стороны предикативной лексики показаны в процентном соотношении (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Особенности импрессивной стороны предикативной лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с нормальным речевым развитием

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Результаты исследования импрессивной стороны предикативной лексики показали, что у дошкольников с нормальным речевым развитием наименьшее количество правильных ответов было зафиксировано при выполнении заданий на понимание глагольных предикатов. Дети с ОНР в большей степени испытывали затруднения при понимании наречий, прилагательных и глаголов. Разница правильных ответов в сравнении с нормой, в среднем составила от 27% (существительные) до 57% (наречия).

Данные полученные в результате исследования экспрессивной стороны предикативной лексики, также позволили выявить уровни развития дошкольников и на этом основании построить диаграмму (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Особенности экспрессивной стороны предикативной лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с нормальным речевым развитием

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Результаты исследования экспрессивной стороны предикативной лексики позволили выявить, что испытуемые с нормальным и нарушенным речевым развитием чаще всего затруднялись при назывании наречных и адъективных предикатов. У детей с ОНР разница в количестве названных глагольных предикатов по сравнению с нормой в среднем составила - 21%. Количество адъективных и наречных предикатов, при назывании которых дети допустили ошибки, было различным. В среднем дошкольники с нормальным речевым развитием затруднялись в 12% -13% случаев, а дети с речевой патологией - в 31% -33% случаев.

Качественный анализ предикативной лексики предполагал толкование детьми значения глагольных, именных, адъективных и наречных предикатов. В процессе обследования дошкольников были выявлены следующие типы объяснения глагольных, адъективных и наречных предикатов: парадигматические связи (объяснение слова путём подбора лексемы, близкой или далёкой по значению, синонимизация), синтагматические связи (толкование лексемы путём включения её в контекст), лексико-семантический компонент (объяснение значения слова через указание на место слова в семантическом поле) и неадекватные реакции (описание ситуации, подбор однокоренных слов, жесты, случайные ответы, повторы слов-стимулов, отказы). При толковании именных предикатов дети использовали: денотативный (объяснение значения слова через указание на признаки, характеризующие денотат), референтный (объяснение значения слова через указания на признаки, характеризующие референт знака), денотативно-референтный (толкование слова через указание на признаки, характеризующие как денотат знака, так и референт), лексико-семантический компоненты и неадекватные реакции.

Толкование лексического значения глагольных предикатов было достаточно трудной задачей для всех категорий испытуемых.

Дети с нормальным речевым развитием, актуализируя значение глаголов, реже применяли синтагматические связи (на 0,3%), чем парадигматические, например, "слушать - это петь песни" (объяснение предиката посредством подбора лексемы этой же части речи). У дошкольников с ОНР синтагматические связи превалировали над парадигматическими (на 15% -17%). У испытуемых с нормальным речевым развитием при толковании значения глаголов наблюдалось доминирование лексико-семантического компонента, например, "прыгать - это как лететь, только невысоко, но на землю возвращаться" (актуализация двух глаголов). Для детей с ОНР при толковании значения глаголов наиболее употребляемыми были синтагматические связи, например, "прыгать - на скакалке" (называние предмета, с которым связано действие). Далее типы объяснения глагольных предикатов по числу ответов у дошкольников этих групп распределились следующим образом: лексико-семантический компонент - неадекватные ответы - парадигматические связи.

Дети с ОНР при толковании лексического значения глаголов в большинстве случаев применяли синтагматические связи; второе место занимали неадекватные реакции. У испытуемых при актуализации глагольных предикатов наблюдалась следующая последовательность употребления различных типов ответов: синтагматические связи - неадекватные реакции - лексико-семантический компонент - парадигматические связи. Последние два типа ответов применялись детьми в единичных случаях.

Результаты исследования толкования лексического значения именных предикатов позволил выявить ряд особенностей у испытуемых двух групп.

Дошкольники с нормальным речевым развитием при ответах наиболее часто использовали лексико-семантический компонент, например, "домашние животные - это такие люди, которые не говорят" (объяснение значения предиката без указания на дифференциальные признаки). У детей с ОНР в ответах доминировал денотативный компонент, например, "одежда - чтоб носить" (определение значения предиката через описание функции).

Денотативно-референтный компонент, например, "ложка - это вещь, которую мы моем, бывает разная, из дерева, из железа" (объяснение значения предиката через описание функциональных и внешних признаков денотата) актуализировался испытуемыми всех групп почти в 2 раза реже референтного, например, "фрукты - они сладкие" (при описании внешних признаков денотата отмечается расширение значения слова).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.