Рефераты. Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

73

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет дефектологический

Специальность 050714 (031700.00)

«олигофренопедагогика», с доп.

специальностью 050715 (031800)

«Логопедия»

Кафедра специальных методик и

русского языка

Выпускная квалификационная работа

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Выполнила:

студентка V курса

Бороздина Татьяна Викторовна

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук

доцент СМ и РЯ

Летапурс Татьяна Васильевна

Курск 2005

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей 7
    • 1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста. 7
    • 1.2. Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников. 13
      • Краткие выводы 21
  • 2. Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида 22
    • 2.1. Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида 22
    • 2.2. Особенности обучения чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида. 28
    • 2.3. Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах 31
    • 2.4. Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения. 33
    • 2.5. Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения. 36
      • 2.5.1. Работа на письменным планом содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 36
      • 2.5.2. Исследование уровня развития связной письменной речи учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и анализ результатов исследования 46
      • 2.5.3. Характеристика уроков по развитию связной письменной речи в 9 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида 55
      • Урок № 1 55
      • Урок № 2 60
  • Заключение 63
  • Список литературы 67
  • Приложение 70
Введение

В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно сущест-вовать не может: письменная речь используется и в государственной дея-тельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что напи-сано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для со-циальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило выбор темы.

Процесс становления и развития связной письменной речи у умственно отсталых детей изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации ус-воения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посред-ство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном про-изнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной ре-чью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со-провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллек-та. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них ока-зываются несформированными в той или иной степени все операции ре-чевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потреб-ности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличе-ние полученного результата с предварительным замыслом, его соответст-вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с на-рушением интеллекта являются стойкими.

Актуальность работы. Данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у детей с нарушением интеллектуального развития.

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Объект - методика чтения и развития речи у умственно отсталых школьников старших классов.

Предметом нашего исследования является развитие связной пись-менной речи у учащихся старших классов.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· Проанализировать особенности развития речи у умственно отсталых детей;

· Выявить специфику и необходимость развития связной письменной речи;

· Изучить формирование связной письменной речи у учащихся старших классов в процессе работы над сочинением-описанием, характеристикой литературного героя;

· Описать результаты практической работы по развитию связной письменной речи при изучении конкретных литературных произведений на уроках чтения в старших классах.

Основными методами работы были:

1. изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме;

2. наблюдение за процессом обучения школьников на уроках чтения в специальной коррекционной школе 8 вида;

3. обобщение опыта учителей специальной (коррекционной) школы 8 вида;

4. изучение психолого-педагогической документации, характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ упражнений и заданий, выполненных учащимися.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего дидактические материалы, использованные в ходе обучающего эксперимента.

1. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей

1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития Далее в тексте учащиеся с нарушением интеллектуального развития будут обозначены сочетанием «учащиеся с НИР» старшего возраста.

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ-ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [1,c.117].

В данном определении четко выделяются два взаимосвязан-ных диагностических критерия: психолого-педагогический (стой-кое нарушение познавательной деятельности) и клинический (ор-ганическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному по-ниманию сущности умственной отсталости.

Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной дея-тельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ѕ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей [37,c.98].

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нару-шения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психи-ческого развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.

Олигофрения -- стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональ-ном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5--2 го-да).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к не-обратимому общему психическому недоразвитию с преобладани-ем ведущего интеллектуального дефекта--слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логи-ческого мышления. Клиническая характеристика исключает нали-чие текущего болезненного процесса в нервной системе [1,c.118].

Дебильность--относительно легкая степень недоразвития ин-теллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности явля-ются основным контингентом специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они усваи-вают на доступной им уровне определенный круг знаний по об-щеобразовательным предметам, овладевают несложной профес-сией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержа-нию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последова-тельность действий при решении примеров. Память умственно от-сталых школьников характеризуется небольшим объемом запоми-наемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-дейст-венный характер, нарушена способность к отвлечению, обобще-нию, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочета-ется незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некри-тичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий [1,c.119].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.