Рефераты. Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

p align="left">Важный фактор, определяющий характер фонетических дефек-тов,--неправильное развитие речедвигательных органов: языка, губ. твердого и мягкого нёба. челюстей, зубов. В ряде случаев после менингита, менингоэнцефалита, черепно-мозговой травмы нарушение речевой функции в целом связано с наличием парали-чей и парезов в области речевой мускулатуры или аномалий орга-нов артикуляции. В названных случаях нарушения фонетического. строя речи носят выраженный труднопреодолимый характер, так как дети - олигофрены, с одной стороны, длительно не замечают своих речевых дефектов и не стремятся к их исправлению, с дру-гой -- при оказании специальной логопедической помощи правиль-ные речевые навыки с большим трудом закрепляются, а при недос-таточном контроле быстро утрачиваются. Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с уст-ной речью [37,c.99].

Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интона-цией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи детей-олигофренов эти средства представлены очень слабо. Учителям вспомогательной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она зву-чит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замед-ленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи олигофренов отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной сторо-ны речи определяют систему работы учителя и логопеда в течение всех лет обучения детей во вспомогательной школе. Глубокое зна-ние основ логопедии и специальной методики русского языка под-скажет дефектологу пути устранения речевых нарушений у умст-венно отсталых учащихся.

Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей- олигофренов. Следует отметить, что в их активной речи отсутст-вуют многобразные формы лексики: литературной, книжной, на-учной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговор-но-бытовой с ограниченным запасом слов. Эта особенность под-робно освещена в работах Г. М. Дульнева, М. П. Феофанова, Л. В. Занкова, В. Г. Петровой и многих других авторов. Отмеча-ется, что у детей с умственной недостаточностью очень беден ак-тивный словарь, многие первоклассники не знают точных назва-ний хорошо знакомых им предметов, таких, как перчатки, графин, будильник. Еще меньшим запасом слов они обозначают действия предметов. Большую сложность представляет для них усвоение и использование слов с приставками. Если умственно отсталый уче-ник хочет выразить многообразие действий (отрезал, наклеил, слепил и др.), то он, как правило, употребляет приближенную форму (делал) [22,c.135].

Уже упоминавшийся выше опыт Г. М. Дульнева показал, что умственно отсталые школьники при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки (белый снег, красивый цветок, слад-кий чай и т. п.), не изменяя их по степеням сравнения (белее-- белейший), не сочетая с наречиями меры я степени (очень бе-лый, весьма добрый), не образуя отвлеченных имен существи-тельных и форм субъективной оценки (белизна, доброта, бе-лый--беленький--белешенек и т, п.). Недостаточность словар-ного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.

Лексический состав русского языка широко представлен сло-вами различной меры общности, благодаря чему один и тот же предмет может быть обозначен словами то более общего, то более специального назначения, например: растение--цветок--ромаш-ка. Использование таких слов дает возможность правильно и глу-боко осмысливать окружающий нас мир, адекватно отражать его в мышлении, памяти и речи. В ходе обучения значения слов и их употребление совершенствуются. Учащиеся младших классов вспомогательной школы почти не пользуются в своей речи отвле-ченными (абстрактными) существительными, такими, как: расти-тельность, молодежь, одежда и т. п. Вместо них дети предпочита-ют называть конкретные предметы, при этом число их очень огра-ниченно. Например, в понятие «одежда» чаще всего включается верхнее платье, а белье, обувь, головные уборы не называются. Только после продолжительных занятий к среднему и старшему возрасту удается сформировать слова с собирательными, вещест-венными отвлеченными значениями, но за их употреблением в ак-тивном словаре требуется систематический контроль -со стороны учителя и воспитателя [1,c.183].

Важным моментом, а характеристике речевой деятельности де-тей-олигофренов является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Су-щественным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и Др.), являют-ся условия, побуждающие к высказыванию. Путем постановки се-рии уточняющих вопросов удастся добиться актуализации необ-ходимых слов применительно к анализируемой ситуации. Чтобы обогатить словарь детей-олигофренов, учитель прилагает много усилий. Эта работа носит целенаправленный характер. Однако ко-личественное насыщение лексики должно сопровождаться созда-нием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и пись-менная речь.

Специальные психологические исследования и наблюдения учи-телей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развер-нута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсут-ствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых прос-тых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще-го психического развития в детском возрасте. Речь нераз-рывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возмож-ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овла-дение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [15,c.128]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обу-чаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связ-но, систематически, продуманно, - строить и свою уст-ную речь.

Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты - логопеды.

Краткие выводы

Изучив научно-методическую литературу по проблемам, названным в 1 главе и имеющим значение как теоретическая основа для нашего исследования и обучающего эксперимента, мы пришили к следующим выводам:

· Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ-ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От случая отсталости школьника в первую очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над письменной речью.

· Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.

· Проблема формирования речи у умственно отсталых детей -- одна из центральных в специальной психологии и педагогике. Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и за-рубежных исследователей.

2. Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида

2.1. Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель-ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе-ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе-ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте-нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес-кая вариативность [26,c.51].

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографи-ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен-ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто-рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы-ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе-мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра-вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе-нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак-теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав-ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де-лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро-ку по каждому художественному произведению, способствует ре-шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Охарактеризуем содержание уроков чтения для каждого класса [26,c.52].

7 класс

(3 ч. в неделю)

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из худо-жественных произведений классиков русской и отечественной ли-тературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонто-ва, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Королен-ко, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Си-монова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных опре-делений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме-нением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг. из школьной и районной библиотек. Самостоятель-ное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.