Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интона-цией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи детей-олигофренов эти средства представлены очень слабо. Учителям вспомогательной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она зву-чит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замед-ленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи олигофренов отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной сторо-ны речи определяют систему работы учителя и логопеда в течение всех лет обучения детей во вспомогательной школе. Глубокое зна-ние основ логопедии и специальной методики русского языка под-скажет дефектологу пути устранения речевых нарушений у умст-венно отсталых учащихся.
Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей- олигофренов. Следует отметить, что в их активной речи отсутст-вуют многобразные формы лексики: литературной, книжной, на-учной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговор-но-бытовой с ограниченным запасом слов. Эта особенность под-робно освещена в работах Г. М. Дульнева, М. П. Феофанова, Л. В. Занкова, В. Г. Петровой и многих других авторов. Отмеча-ется, что у детей с умственной недостаточностью очень беден ак-тивный словарь, многие первоклассники не знают точных назва-ний хорошо знакомых им предметов, таких, как перчатки, графин, будильник. Еще меньшим запасом слов они обозначают действия предметов. Большую сложность представляет для них усвоение и использование слов с приставками. Если умственно отсталый уче-ник хочет выразить многообразие действий (отрезал, наклеил, слепил и др.), то он, как правило, употребляет приближенную форму (делал) [22,c.135].
Уже упоминавшийся выше опыт Г. М. Дульнева показал, что умственно отсталые школьники при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки (белый снег, красивый цветок, слад-кий чай и т. п.), не изменяя их по степеням сравнения (белее-- белейший), не сочетая с наречиями меры я степени (очень бе-лый, весьма добрый), не образуя отвлеченных имен существи-тельных и форм субъективной оценки (белизна, доброта, бе-лый--беленький--белешенек и т, п.). Недостаточность словар-ного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.
Лексический состав русского языка широко представлен сло-вами различной меры общности, благодаря чему один и тот же предмет может быть обозначен словами то более общего, то более специального назначения, например: растение--цветок--ромаш-ка. Использование таких слов дает возможность правильно и глу-боко осмысливать окружающий нас мир, адекватно отражать его в мышлении, памяти и речи. В ходе обучения значения слов и их употребление совершенствуются. Учащиеся младших классов вспомогательной школы почти не пользуются в своей речи отвле-ченными (абстрактными) существительными, такими, как: расти-тельность, молодежь, одежда и т. п. Вместо них дети предпочита-ют называть конкретные предметы, при этом число их очень огра-ниченно. Например, в понятие «одежда» чаще всего включается верхнее платье, а белье, обувь, головные уборы не называются. Только после продолжительных занятий к среднему и старшему возрасту удается сформировать слова с собирательными, вещест-венными отвлеченными значениями, но за их употреблением в ак-тивном словаре требуется систематический контроль -со стороны учителя и воспитателя [1,c.183].
Важным моментом, а характеристике речевой деятельности де-тей-олигофренов является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Су-щественным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и Др.), являют-ся условия, побуждающие к высказыванию. Путем постановки се-рии уточняющих вопросов удастся добиться актуализации необ-ходимых слов применительно к анализируемой ситуации. Чтобы обогатить словарь детей-олигофренов, учитель прилагает много усилий. Эта работа носит целенаправленный характер. Однако ко-личественное насыщение лексики должно сопровождаться созда-нием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и пись-менная речь.
Специальные психологические исследования и наблюдения учи-телей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развер-нута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсут-ствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых прос-тых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.
Речевое развитие является важнейшим аспектом обще-го психического развития в детском возрасте. Речь нераз-рывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возмож-ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овла-дение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [15,c.128]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обу-чаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связ-но, систематически, продуманно, - строить и свою уст-ную речь.
Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты - логопеды.
Страницы: 1, 2, 3, 4