Рефераты. Развитие творческих способностей

p align="left">1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз-личие подхо-дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во-ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор-ческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

1.3 ???????? ??????????? ?????? ?????? ???????? ?????????? ????????????.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во-просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест-вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са-мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато-мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра-боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре-дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув-ствительности и пластично-сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно-стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на-чинается развитие. Если созре-вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син-хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз-можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созре-вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис-пользуются, то есть со-ответствующие способности не развиваются, не функ-ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса-ние возможностей к развитию - необрати-мый процесс. Борис Павлович Ники-тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо-собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз-витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре-ва-ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне-нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати-мость про-цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож-денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до-школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока-зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно-стей Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар-дия, 1989. стр. 286-287..

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри-ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз-расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо-сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.

Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

2.1 ??????? ????????? ???????? ?????????? ????????????.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз-дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос-нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994, с.123., Б.Н. Никитина и Л.Кэррола Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. с.38-39., мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол-за-ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на-сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую-щий момент спо-собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за-долго до обучения чте-нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук-вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте-нием.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви-ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по-степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по-знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани-маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя-тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де-лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди-тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей за-ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно-сти, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не-навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под-сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду-маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус-пешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи-ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти-мулировать ребенка к творчеству проявлять со-чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби-хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре-бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме-шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме-шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со-хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до-казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис-кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко-торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже-ние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изуче-ния лите-ратуры по данной теме, попытались определить основные направле-ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор-ческих способностей как творческое мышление и воображение в до-школьном возрасте.

2.2 ???????? ??????? ??????????? ????????.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично-сти и сис-темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле-ние гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из-влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб-ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль-ные игры, способствующие развитию этого качества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.