Рефераты. Развитие творческих способностей

сли нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред-ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня-тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви-тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог-ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст-вие с раз-личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав-ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко-торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су-ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за-нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994..

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос-пита-тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы-вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча-тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз-вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак-тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста-вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти-мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де-тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор-мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно-сти. Не-которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило-жении 4.

Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз-витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе-рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре-бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо-собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана-литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не-умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за-даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз-вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При-ложении 5.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под-черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди-телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ-альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по-чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ-хо-димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф-фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно-сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея-тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо-собностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе-ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен-ность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле-ния.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ-ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко-льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож-ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена-правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су-щест-вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ-ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости-гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ-ностей четырех-пятилетних дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во-ображе-ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз-вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест-вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек-тивное развитие творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да-вать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ-ности детей.

5. Работа с родителями.

Приложение 1

???????? ??????????? ????????????? ?????????? ???????????? ??? ????? 4-5 ??? (??????: ?. ???????????, ?. ?????????)

1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ-ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че-ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По-смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из-ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари-совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль-ной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ-яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол-нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру-гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари-совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар-тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу-шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас-правля-ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при-меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.