Рефераты. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

p align="left">Разновидностями проблемной лекции являются: лекция - пресс конференция, лекция - провокация, лекция - диалог.

Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:

- в форме дискуссий по отдельным вопросам темы,

- «профессиональных боев», что требует изучения дополнительного материала;

- в форме защиты рефератов, что активизирует внимание всех студентов и способствует развитию доказательности мышления;

- как решение конкретных профессиональных ситуационных задач (научных проблем), в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы, применять на практике теоретические знания;

- в форме деловых игр. Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.

Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.

Можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого мышления:

1. По способу организации учебной деятельности:

a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого - к сложному ,от теории - к практике) (Г.А. Балл, И.П. Калошина).

б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).

в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).

2. По формирующей направленности:

а) Методы развития опыта творческой деятельности:

- методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод абсурда;

- методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;

- методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, синектики. «Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата -решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления… Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество».

- перечисление атрибутов и ассоциативные приемы, которые заключаются в побуждении к созданию новых словесных ассоциаций; метафорический синтез, предполагающий использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направленный на то, чтобы «делать знакомое странным» (Л. Мун, Д.В. Ушаков).

б) Методы эмоционального воздействия (формируют опыт через переживание собственной профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку на позитивное эмоциональное отношение к ней): поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости учащихся (Е.Я.Яковлева).

в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности как направленность личности на решение профессиональных задач и оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности. На данном содержании и будут развиваться операциональные и качественные компоненты опыта профессионально-творческого мышления.

С.Д. Смирнов факторы, отрицательно влияющие на проявление и развитие творческих способностей разделяет на ситуативные и личностные. В числе ситуативных отрицательных факторов он называет:

* лимит времени - творческое мышление, творческая деятельность не терпит ни смысловых, ни временных ограничений. Следовательно, при организации учебного процесса необходимо тщательно подходить как к распределению времени, предназначенного на выполнение заданий, так и содержанию, объему заданий.

* состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, страх и повышенная самоцензура;

* желание быстро найти решение - зачастую скорость достигается за счет качества, когда возникает искушение решить хоть как-нибудь, главное - быстро;

* наличие фиксированной установки на конкретный способ решения - можно назвать это «пространственным ограничением», что недопустимо, поскольку творческое мышление рассматривается и с точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны процесса мыслительной деятельности;

* способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;

* неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.

Исходя из сказанного, С.Д. Смирнов предлагает принципы снижения творческо-подавляющего эффекта:

1. Не подавлять интуицию учащихся, развивать воображение, склонность к фантазированию - фантазирование освобождает мышление, снимает психологические ограничения.

2. Формировать у учащихся уверенность в своих силах. Для этого существует множество педагогических приемов, в частности - приемы поощрения: похвала, демонстративно уважительное отношение к мнению учащихся, подчеркивание их заслуг в решении задачи и т.п.

3. Стимулировать самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения, т.е., во-первых, активизировать самостоятельность мышления, во-вторых, усиливать мотивацию активной деятельности путем предоставления большей свободы учащимся.

4. Не допускать формирования конформности мышления. Всячески подчеркивать, значимость оригинального решения по сравнению с традиционным, обычным в группе.

5. Формировать чувствительность к противоречиям, поскольку они лежат в основе всякого развития.

6. Использовать задачи открытого типа - задачи, которые предполагают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и обусловливают необходимость творческого подхода к решению.

7. Применять проблемные методы обучения, обучать эвристическим методам решения задач, привлекать учащихся к совместной исследовательской деятельности.

8. Опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить.

Другой исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками» и описывает систему мер, в соответствии с которой предлагаются к выполнению задания, разработанные специально для «снятия психологических барьеров», «открывания умственных замков».

Как пишет Р. Оуч, основная причина того, что мы думаем вполне определенным образом, чаще всего - привычными, стандартными категориями, заключается в том, что нам просто нет необходимости думать иначе. Большая часть нашей деятельности - рутина, до определенной меры необходимая и оправданная, чтобы жизнь не превратилась в хаос.

Однако бывают моменты, когда жизнь требует от нас принятия творческого решения - это ситуации нестандартные, неожиданные, не имеющие прецедентов и мы просто вынуждены самостоятельно искать решения, ответы, выходы из создавшихся положений. В такое время мы и начинаем думать творчески; однако, такие ситуации - явление временное, проходящее. Но, все-таки, если мы способны при необходимости думать нестандартно, почему не делаем это постоянно - ведь жизнь творческого человека гораздо насыщеннее и интереснее, хотя и беспокойнее? Причина в том, что большинство из нас имеют определенные позиции, которые держат наше мышление в общепринятых рамках, ограничивают его, делают «таким, как у всех».

Эти позиции и называет Р. Оуч «умственными замками», т.е. прочными установками сознания, мешающими нам измениться. К ним относятся:

1. Установка на один правильный ответ. В общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях нас учат думать таким образом, что настраивают на поиск только одного решения, формируя установку на существование только одного верного ответа. Таким образом, мы не задумываемся даже о возможности существования альтернатив и останавливаем поиск после нахождения первого варианта ответа; привыкаем к стандартному взгляду на ситуацию, не пытаемся оценить ее с новой точки зрения, то есть наше мышление становится прямолинейным и конвергентным. Чтобы развить гибкость и дивергентность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать, условно говоря, «второй правильный ответ» решая любую задачу. Это необходимо если не для достижения качественно нового результата, то для поиска новых средств, путей решения. Облегчить этот процесс можно путем умелого манипулирования вопросами, их формулировками с целью активизации мышления.

2. «Это не логично». Во многих жизненных ситуациях, в условиях образовательной среды и вне ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. Нам как бы указывают на то, что мы не умеем мыслить, рассуждать, наше мнение не заслуживает внимания. И постепенно мы привыкаем держать нашу мысль в «узде логики». Однако логика нацелена на изучение и постижение только последовательных, непротиворечивых явлений, которых мало в реальной жизни. Применение только логических методов сужает для нас круг изучаемых, рассматриваемых явлений, препятствует исследовательской деятельности. Логика, конечно, важнейший творческий инструмент, но использовать ее следует в практической фазе творческого процесса для анализа и обоснования найденного решения, для его проверки и реализации. А вот в процессе поиска идеи логика загоняет в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения. На этом этапе необходимо другое мышление - свободное и «незашоренное»; огромное значение имеет воображение, фантазирование.

3. Привычка следовать правилам. Воспринимаемую картину реального мира человек в процессе мышления всегда стремится уложить в стройную систему, классифицировать, то есть мысленно строит некие модели действительности. Наш ум очень хорош в распознавании таких моделей, процессов, циклов, которые помогают «понять феномен мира». И, как результат, модели начинают управлять нашим мышлением, становятся правилами, в соответствии с которыми мы мыслим и действуем. Однако чтобы быть творцом, необходимо бросить вызов правилам, как сказал Пикассо, ибо каждый акт творчества является, прежде всего, актом разрушения. Творческое мышление, оперируя имеющимися знаниями, направлено на разрыв одной модели с целью создания новой. Таким образом, стратегия эффективного творческого мышления - играть в революционеров и опровергать правила. Для этого необходимо развивать чувствительность к переменам и противоречиям и умение гибко оперировать правилами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.