Рефераты. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

p align="left">4.Стремление быть практичным. Практичность важна в мире действий, в процессе воплощения идей в жизнь. Однако соображения целесообразности, как и логика, препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя необходимы при их обсуждении и исполнении. Следовательно, стремление к практичности стоит отодвинуть на этап осмысления и анализа решения.

Как отмечает Р. Оуч, в каждом из нас живет «художник» и «судья». На ранних стадиях творческого мышления, при зарождении идей в нашем сознании доминирует художник с широким кругозором, свободным взглядом, непредвзятым мнением, развитым воображением. Судья с его оценочным подходом выдвигается на первый план во время практической фазы, когда идеи приготовлены к исполнению. «Я рекомендую, - говорит автор, - чтобы вы избегали своего суда до того момента, пока ваше художество (творение) не сделает свою работу. Преждевременная оценка может помешать замыслу».

Для развития воображения, склонности к фантазированию рекомендуется использовать вопросы типа «что - если». Естественно, большинство полученных ответов не приведет к практическим идеям, но, практикуя подобную деятельность, наше мышление становится более продуктивным.

5.Склонность к избеганию двусмысленностей. Эта склонность формируется у нас как результат межличностного общения, в процессе которого, действительно, двусмысленности могут привести к недоразумениям, недопониманию и, следовательно, к проблемам. В процессе мышления, однако, именно двусмысленность может стать сильнейшим стимулятором воображения. «Когда вы в начальной фазе творческого процесса, немного двусмысленности может подтолкнуть вас к таким вопросам как: «Что изучается?», «Что имеется в виду?», «Как еще это можно интерпретировать?». Это те специальные вопросы, которые вы задаете, когда ищете новые идеи», - отмечает Р. Оуч. С помощью подобного рода вопросов мы как раз и подходим к необходимости поиска «второго правильного ответа», поскольку вынуждены смотреть на вещи двусмысленно. Избегание двусмысленности, зачастую оправданное в общении и практической деятельности, в процессе творческого мышления ограничивает спектр наших «возможностей думать». Другими словами, в процессе творчества всегда есть место для двусмысленности: меньше - при реализации идей, больше - при их поиске, генерировании. Более того, для генерирования большого количества идей двусмысленный взгляд на предметы и явления просто необходим. Для развития способности смотреть на вещи с разных сторон (дивергентность мышления) существует ряд упражнений. Во-первых, следует целенаправленно искать новые применения привычным предметам, а во-вторых, новые объяснения знакомым и понятным явлениям.

6.«Ошибаться нельзя». С практической точки зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Однако, слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли. Когда все идет гладко, мы об этом не думаем и склонны идти дальше тем же путем - путь этот, чаще всего, рутинный. Таким образом, ошибки - это знак, что «мы уходим от хорошо протоптанной тропинки».

Ошибка показывает нам, что используемый нами подход «не работает» - следовательно, требуется искать новый путь и постигать новые связи. То есть, ошибки заставляют нас «думать как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.

7.«Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной. Людям, которым нравится их работа, приходит в голову больше идей: о любимом деле приятнее думать, а мы склонны делать в первую очередь то, что нам приятно. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы находиться на рабочем месте, заниматься своими профессиональными обязанностями нам было приятно и интересно. А что может быть интереснее игры? Зачастую новые проблемы отпугивают, кажутся слишком сложными, неразрешимыми - вследствие слишком серьезного отношения к ним и страха совершить ошибку.

Этого можно избежать, если рассматривать решение любой проблемы как игру. Вспомните, как парила ваша мысль в детстве во время игр, понаблюдайте за детьми, которые способны соорудить палатку из старого зонтика и используют табурет вместо автомобиля.

8.Уверенность, что «это не моя сфера». Мир огромен и сфера приложения наших сил чрезвычайна обширна. Но - «нельзя объять необъятное» и, чтобы функционировать в этом мире, мы вынуждены сужать круг нашей деятельности, специализироваться. Так мы привыкаем лимитировать собственную деятельность - и мышление - рамками определенного круга задач и объема информации. Однако при генерировании новых идей подобные ограничения мешают; позиция «это не моя сфера» может загнать проблему в слишком тесные рамки и воспрепятствовать попыткам взглянуть на нее «со стороны других сфер». Кроме того, идеи, «работающие» в других областях, могут иметь совершенно неожиданное, оригинальное применение и в вашей деятельности - однако, это нужно увидеть, прочувствовать. Значит, нельзя зацикливаться на рассмотрении только своих профессиональных задач, поскольку «где бы вы ни шли, имеются идеи, ожидающие открытия». Для развития чувствительности к идеям, необходимо, в первую очередь, развивать «поисковые мотивы», расширять и разнообразить свои знания. Целесообразно систематически искать аналогичные ситуации - «часто проблемы, схожие с вашими, решены в других сферах».

9.Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих - отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки. С другой стороны, мы зачастую так прочно воспринимает какие-либо идеи, что они начинают довлеть над нашим разумом, руководить нами и мы мыслим уже только в рамках этих идей, чтобы самим себе не казаться «глупцами». Формируется привычка занимать соглашательскую позицию с самим собой или с мнением окружающих, оценивать любую идею с точки зрения «умно-глупо», отсеивая при этом самые ценные мысли, предположения только потому, что они не укладываются в определение «умно». Чтобы этого избежать, следует время от времени сознательно «валять дурака», настраивая себя на генерирование именно «глупых» идей.

10.«Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать. Проведенное психологами исследование группы ученых, выявило, что более творческие из них сами были уверены в своей творческости, тогда как менее творческие и не считали себя таковыми. Уверенность в том, что вы способны быть творцом, раскрепощает ваше сознание, дает волю воображению, позволяет «играть» своими знаниями. Формированию такой уверенности зачастую мешает представление, что творчество - удел избранных, что не всем дано творить.

Большинству людей, которых мы сегодня называем гениями, их великие идеи «не приходили как гром среди ясного неба», а являлись результатом кропотливой работы ума. Кроме того, творческие люди отличаются особой чувствительностью не только к «великим» идеям, но и к «маленьким». «Хотя они не знают, куда одна из идей приведет, но они знают, что малая идея может привести к большому прорыву и они верят, что такая возможность существует». Значит, чтобы стать более творческим, нужно внимательнее относиться к своим идеям и верить, что они приведут нас куда-нибудь Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park. Calif. Creativ think, 1983. - XVII. 141.

3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе

Задания, направленные на разрушение «умственных замков»

Установка на один правильный ответ.

Задания:

1. Ситуация: снизился приток учащихся в университет. Назовите не менее трех возможных причин возникновения данной проблемы.

2. Известно, что общим критерием экономической эффективности деятельности организации является соизмерение расходов с результатом деятельности, т.е. определение того, насколько темп роста результата опережает темп роста расходов. Подумайте, на какие показатели эффективности следует ориентироваться в первую очередь при оценке деятельности строительной организации.

3. Известно, что в современных социально-экономических условиях меценатство является значимым источником финансирования для восстановления памятников архитектуры. Однако, у этого явления имеются и негативные стороны. Назовите не менее трех отрицательных факторов подобной деятельности.

2. «Это не логично».

Задания.

1. Найдите сходство и различия между технологией творческого решения проблемы и технологией принятия управленческого решения в строительной компании.

2. Докажите, что и бесприбыльная работа строительной организации может считаться эффективной.

3. Если бы у Вас была возможность создать собственную строительную фирму, какое бы направление деятельности вы для нее выбрали бы? Почему? Как изменилось бы Ваше решение в зависимости от региона (Северный Кавказ, Центральная Россия, Сибирь и т.п.).

3. Привычка следовать правилам.

Задания.

1. В основе «Философии менеджмента» Л.Ньюмена лежат три основных принципа решения управленческих вопросов: 1) хорошие отношения между служащими вытекают из разумной организации труда; 2) судьбы людей должны зависеть от мнения более чем одного человека; 3) выдвигать на более высокие должности следует более способных людей. Определите, в каких случаях не следует руководствоваться данными принципами. В каких ситуациях, не относящихся к деятельности профессиональных менеджеров, можно действовать в соответствии с перечисленными правилами?

2.аОбщепринято, что наиболее эффективным является демократический стиль управления. Подберите ситуации, при которых руководителям необходимо проявлять авторитаризм или либерализм (примеры - из деятельности строительных организаций).

4. Стремление быть практичным.

Задания.

1. В основе деятельности менеджера лежит разработка и принятие управленческих решений. Управленческое решение - это творческий процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1) изучение проблемы; 2) выбор и обоснование критериев эффективности; 3)анализ возможных последствий принимаемого решения; 4) выбор и обсуждение различных вариантов решения проблемы; 5) выбор оптимального решения; 6) принятие решения; 7) постановка конкретных задач перед исполнителями; 8) контроль исполнения принятого решения. Подумайте, что произойдет, если поменять местами 3) и 4) этапы; если исключить 3) или 8) этапы.

2. Важнейшими факторами конкурентоспособности любых специалистов являются творческий потенциал, способность к дальнейшему обучению, опыт соответствующей деятельности. Какие недостатки могут обнаружиться в деятельности специалиста вашей отрасли при отсутствии одного из этих факторов?

5. Склонность к избеганию двусмысленностей.

Задания.

1. Процесс коммерциализации строительного производства - объективная реальность. Определите положительные и отрицательные стороны этого процесса с точки зрения а) рабочих б) управленческого аппарата в) администрации города г) потребителей.

2. Сравните «Принципы научного управления» Ф.У.Тейлора» и «Принципы руководства» А.Файоля. Что между ними общего, в чем принципиальные различия (если таковые имеются)?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.