Вышеназванные направления начального этапа освоения фольклора позволяют уже в первом классе успешно решать педагогические задачи воспитания в коллективе (исполнение в ансамбле, принятие коллективного решения) и развития личности каждого ребенка (исполнение соло, импровизация, самостоятельное выполнение творческих заданий).
Основным принципом построения программы фольклорных занятий в 1-м классе является обогащение впечатлений при разнообразии и педагогически целесообразной сменяемости видов фольклорной деятельности на уроке. Ученики разучивают и исполняют колыбельные песни, отгадывают загадки и сочиняют их сами, стараются понять смысл мудрых пословиц, упражняются в скороговорках, слушают и разыгрывают по ролям сказки.
Один вид деятельности на уроке помогает решить несколько поставленных задач образовательного (упражнения в чистоте интонирования, усвоение основных ритмических формул и овладение навыками игры на национальных шумовых инструментах), воспитательного (постижение красочности русской и удмуртской речи), развивающего (приобретение творческих способностей и познавательной активности) свойства.
Во втором классе ставится цель приобретения школьниками навыков исполнения народной национальной песни. Для успешного усвоения всего богатства народной песенности России программой предусматривается последовательное изучение жанра народной былины, исторических, хороводных, плясовых, лирических песен, русских народных инструментов, обрядов и народных праздников, народного творчества, знакомство с известными народными певцами и исполнителями. При этом дети развиваются духовно, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус, общекультурный кругозор.
В третьем классе, наряду с использованием прежних форм работы на уроке, используются новые -- разыгрывание обрядовых сцен. Дети, участвуя в театрализации старинных народных обрядов и праздников, начинают осознавать закономерности человеческой жизнедеятельности. Тем самым решается актуальнейшая проблема преемственности в передаче наследия национального культурного богатства от поколения к поколению. Ведь в народном творчестве живое предание старины соединяется с интонациями и ритмами современной жизни.
При изучении устно-песенного фольклора используются фонограммы народной музыки, репродукции, диапозитивы, альбомы, кинопрограммы, организуются встречи с исполнителями народных обрядов и участниками праздников, фольклорные экспедиции[34, с. 50].
Первый год обучения
Цель обучения: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.
I четверть.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Цели:
- свободное и ритмичное произнесение имен каждым учеником и всей группой;
- работа над выразительностью речи -- декламация ритмотекстов песенок;
- пение на удобной высоте;
- отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть и т.д.) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара.
Репертуар для исполнения:
Колыбельные: "Люли, люли, люленьки...", "Баю, бай...", "Уж ты, Котенька-коток...", "Пошел котик во лесок...", "Баю-баю, баиньки". Прибаутки: "Барашеньки", "Андрей-воробей", "Трах, трах, тарарах", Водичка", "Чешу, чешу волосыньки".
Скороговорки: "Проворонила ворона вороненка", "Архип осип, Осип охрип", "В Луку Клим луком кинул", "От топота копыт пыль по полю летит", "Течет Речка, печет печка", "Чешуя у щуки, щетина у чушки", "Сыворотка из-под простокваши".
Загадки: темы ''Звери", "Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда'', "Человек", "Одежда и украшения", "Изба и внутреннее убранство".
Пословицы: "Любовь к родной земле". "Ум и ученье".
Игры: "Петух", "Кисонька", "Жмурки", "Здравствуй, дедушка!".
Сказки: "Теремок". "Гуси-лебеди", "Курочка-Ряба", "Репка".
Считалки: "Заяц белый, куда бегал...", "Ходит свинка по бору...", "Катилось яблочко", "Инцы-брынцы, балалайка!", "Тара-бара...", "Кады-бады...".
II четверть.
РИТМИЧНОСТЬ
Цель: развитие декламационно-ритмических навыков с помощью дидактических игр-песенок и воспроизведения простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, ложками, трещотками.
Колыбельные: "Ходит сон по лавочке...", "Ай люди, да ай люли...", "У кота-воркота колыбелька золота...", "Спи-тко, милое дитя...", "Уж ты, Котя-коток...".
Загадки: тема "Домашние животные и птицы", "Звери", "Пища и питье", "Зима".
Пословицы: тема "Труд", "Лень", "Хлеб".
Скороговорки: "У ужа -- ужата, у ежа -- ежата", "Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел", "Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала", "Ехал Грека через реку...", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Ткет ткач ткани на платки Тане".
Прибаутки: "Ходит зайка по саду...", "Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...", "Уж как шла лиса по тропке...".
Игры: "У дедушки Трифона", "Коршун и наседка", "Кольцо", "Захарка".
Сказки: "Лиса и тетерев", "Заюшкина избушка", "Кошкин дом".
III четверть.
МУЗЫКА РЕЧИ
Цель: декламация и пение на удобной высоте, декламация ритмотекстов, освоение элементов музыкальной грамоты (высота звуков, длительность).
Колыбельные: "Поет, поет соловушка...", "Ой, качи, качи, качи, качи...", "Баю-баюшки, баю...", "Баю, баю, баиньки...".
Прибаутки: "Тень-тень, потетень...", "Солнышко, солнышко... ", "Скок, поскок...", "Петушок".
Пословицы: "Мать и дети", "Дружба и любовь".
Скороговорки: "Широка река...", "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках", "Как на горке на горе...", "Про покупки, про покупки..."
Игры: "У медведя на бору", "Пятнашки", "Колдуны", "Золотые ворота", "Сидит Дрема".
Сказки: "О молодильных яблоках и живой воде", "Иван-Царевич и Серый волк", "Царевна-лягушка", "По щучьему веленью", "Поди туда -- не знаю куда".
Загадки: "Явления природы", "Времяисчисление", "В лесу и в поле", "В огороде".
IV четверть.
УЧИМСЯ ПЕТЬ
- пение на трех звуках ("три ступеньки в музыке");
- использование дидактических игр на комбинирование звуков;
- пение текстов потешек, прибауток, колыбельных, закличек на пройденных ступенях.
Колыбельные: "Баю-баю, забываю...", "Ай, баю, бай...", "Как в высоком терему".
Крылатые выражения: "Аршин проглотить", "Баклуши бить", "Баню задать", "Белены объелся", "Бирюком жить или смотреть", "Блоху подковать", "В бирюльки играть", "В долгий ящик отложить", "Во главу угла", "Волынку тянуть", "В три погибели согнуть".
Небылицы: "По поднебесью-то, братцы, медведь летит...", "На дубу свинья гнездо свила...", "Ехал деревня мимо мужика...", "Из-за тучи, из-за гор...".
Скороговорки: "Сшит колпак не по-колпаковски...", "Всех скороговорок...", "Косарь Касьян...", "Во дворе вела вода...".
Игры: "Мак", "Бобер и охотник", "Крута гора", "Каравай", "Цепи", "Третий лишний".
Затейливые загадки: "Чего нет быстрее?", "Где свету конец?", "Много ли нас?", "Что на свете всего мягче?".
Докучные сказки: "Жил-был царь, у царя был двор...", "Жили-были два братца, кулик да журавль...", "Летел гусь, сел на дорогу...".
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Фольклор как система коллективного художественного творчества. Пение, декламация, движение при исполнении песни -- главные формы практического освоения фольклора.
- постепенное освоение певческих навыков: чистое интонирование, мягкая атака звука;
- знакомство с понятием кантилены и практическое освоение ее в пении;
- соединение пения с движением и декламацией;
- вариативный метод разучивания попевок и песен.
Заклички. колядки, игры: ''Осень", "Курочки и петушки", "Летал, летал воробей", "Катай, каравай", "Авсень", "Теремок" и др.
Репертуар для слушания:
Былины: "Добрыня и Змей", "Садко", "Алеша Попович и Тугоркан", "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Исторические песни -- история, рассказанная самим народом. Слово как главный носитель содержания исторической песни. Песни о татаро-монгольском нашествии, о войне 1812 года, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне.
- развитие навыков выразительного исполнения песенного фольклора через ощущение ритмического пульсирования в песне, декламацию исторических песен;
- выработка цепного дыхания в пении;
- работа над дикцией, артикуляцией.
Репертуар для исполнения: "Ты взойди-ка, взойди, красно солнышко...", "Пислэг но пислэг" (удм. Рекрутская), "Мар каром но мои...", "Уйвае но мои бызи..."
Репертуар для слушания: "За рекою, за великою...", "На заре то было, братцы, на зорюшке...", "Над Москвою заря занималася...", "Песня разинцев",
Рекомендуемая литература:
1. Старинные исторические песни. -- М.: Дет.лит., 1971.
2. Россия в песне. -- М.: Искусство, 1992.
3. На поле Куликовом / Сост. Тихомиров. -- М.: Малыш, 1986.
4. Лозанова А. Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. -- М., 1935.
5. Исторические песни ХШ-ХVI веков / Сост. Б. Н.Путилов. -- М., 1960.
Иллюстрированный материал:
1. Герасимов С.В. "М. И. Кутузов на Бородинском поле".
2. Верещагин В.В. "Наполеон на Бородинских высотах".
3. Верещагин В.В. "На большой дороге", "Отступление", "Бегство".
4. Кившенко А.Д. "Военный совет в Филях в 1812 году".
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Богатство и выразительность народной лирической песни. Выразительная речевая интонация как основа русского и удмуртского народного пения. Отражение в пении эмоциональных оттенков, настроений, передающих отношение исполнителей к содержанию песни.
Цель: развитие у детей выразительного интонирования.
Лирические песни о родном доме: "Вниз по матушке, по Волге.,.", "Ах ты, степь, широкая...", "Белая береза...". ''Чагыр, чагыр, дыдыке...", "Степь да степь широкая...". "Степь да степь кругом...".
Репертуар для слушания: "Родимая сторонушка"', "Отставала лебедушка...", "Как летела пава..."
Лирические песни о любви: "Как на улице гагара да кулик", "Пойду выйду за ворота...". "Сохнет, вянет во полюшке травушка...", "То не ветер ветку клонит...".
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
ХОРОВОДЫ -- песни, при исполнении сопровождающиеся самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11