Рефераты. Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования

p align="left">Цели:

- развитие образного, ассоциативного мышления у детей;

- продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения:

Орнаментальные хороводы: "Плетень", "Змейка", "Косичка", "Корзинка", "Капустка".

Драматические хороводы: "Как по реченьке плыла лодочка...", "По-за городу гуляет...", "Во саду ли в огороде", "Со вьюном хожу... "

Магические хороводы: "Мак-маковистый", "Горох", "Уж, я сеяла, сеяла ленок...".

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I четверть.

ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

Частушка -- любимая песня-частоговорка, веселая и задорная плясовая песня. Особенности плясовых песен -- веселость, ритмичность и вместе с теш плавность мелодии, исполняющейся под аккомпанемент гармони и шумовых народных инструментов.

Цели:

- восстановление у детей творческо-исполнительных навыков;

- продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с активной декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения.

Частушки: "Самарка", "Елочки-метелочки", "Подружка моя", "Барыня" "Подгорная", "Ой-ля, ой-ля-ля", "Ток-ток, молоток...".

Плясовые песни: "По улице мостовой...", "А я по лугу...", "Ах, вы сени, мои сени..", "Ялыке", "Голубь сизый", "Молодая, молода...", "Матаня".

Репертуар для слушания: вологодские частушки, касимовские частушки, волжские припевки, "Матаня", пензенские припевки.

II четверть.

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Цели:

- формирование у детей навыков разыгрывания простейших композиций из народных песен, небольших обрядовых сценок (святки, "овсень", гадания, подблюдные песни, посиделки и др.);

- на основе развития певческих, двигательных, игровых, импровизационных навыков исполнение небольших сценических композиций из разучиваемых ранее песен.

Репертуар для исполнения: "Пришла коляда...", "Авсень, авсень!", "Коляда-маляда...", "Ой, коляда, коляда...", "Ай спасибо хозяюшке...", "Снежок сеем, посеваем...", "Выль нуны веттан гур...", "Кечпие...".

III четверть.

ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ

Цели:

- использование песен с одновременной игрой на народных инструментах;

обучение школьников доступным приемам народного исполнительства.

Репертуар для исполнения: "Как у наших у ворот...", "В темном лесе...", "Камаринская", "Едет масленица...", "Ой досточка!". Удмуртские календарные песни.

IV четверть.

ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ

Заклички. Весняки. Семицкие песни и обряды.

Цели:

- закрепление навыков кантиленного пения и цепного дыхания;

- работа над расширением диапазона и подвижностью голосов учащихся.

Репертуар для исполнения: "Весна-красна!", "Березонька", "Не радуйтесь дубы", "На горе-то калина", "А я по лугу...", "Пойду ль я, выйду ль я...", "Зеленейся, зеленейся...", "У ворот, ворот, ворот...", "Уж как по мосту, мосточку...".

2.3. Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск

Вокально - эстрадная студия "Соло" создана в марте 1995 года на базе музыкально - вокальной студии "Улыбка" дворца культуры Профсоюзов г. Ульяновска. Создатель и неизменный руководитель коллектива - Заслуженный работник культуры РФ - Наговицына Ольга Николаевна. С сентября 2000 года студия "Соло" работает на базе Центра Культуры и досуга молодежи г. Ульяновска. За 10 лет существования ансамбль "Соло" из пяти человек вырос в большой творческий, сплоченный коллектив с огромным потенциалом. Сейчас в студии занимаются более 60 человек. Коллектив является постоянным участником районных, городских, республиканских и всероссийских мероприятий и праздников. Ансамбли и солисты вокально - эстрадной студии "Соло" ежегодно участвуют во всероссийских и международных конкурсах, где добиваются больших успехов. Высокий уровень исполнительского мастерства, творческий дух, вдохновленность и темпераментность участников вокально - эстрадной студии "Соло, обеспечивают симпатии публики и благоприятные отзывы в прессе. В студии три возрастные группы - младшая, средняя, старшая. Дети обучаются по следующим направлениям:

1. Вокал

2. Хореография

3. Сценическое мастерство

Ансамбль «Соло» является лауреатом следующих конкурсов:

Всероссийской конкурс детской эстрадной песни "Голоса XXI Века" г. Владимир 2000г. - Лауреат II степени.

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Звездный бал" г. Уфа 2001г. - Лауреат I степени.

Республиканский конкурс эстрадной песни "Утренняя звезда" г. Воткинск 2002г. - Лауреат.

Международный конкурс детского и юношеского творчества "Веселая радуга" г. Одесса 2003г. - Лауреат I степени.

Неоднократный лауреат фестивалей, проводимых в г. Ижевске: "Золотой италмас", "Здравствуй мир".

Международный конкурс детского и юношеского художественного творчества "Музыкальная радуга" г. Волгоград 2005г.- Лауреат II степени.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, вокально-хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год - 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

2 год - 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 85 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

3 год - 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.