Рефераты. Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

p align="left">8. Было проведено опытное преподавание с целью применения разработанной методики.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование и опытное преподавание подтвердило гипотезу работы.

Среди дальнейших перспектив работы над темой исследования может быть разработка на основе выделенных способов реализации межпредметных связей, методики проведения элективных курсов по математике в классах гуманитарного профиля на темы, не затронутые в данной работе;

Список библиографии

1. Бакиева, Ф. Г. Интегрированный урок по математике с информатикой по теме: «Правила дифференцирования. Применение производной» [Текст]: Ф. Г. Бакиева // 1 сентября: Математика. - 2003. - №4. - С. 23-31.

2. Башмаков, И. М. Математика 10-11 [Текст]: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля / М. И. Башмаков - М.: Просвещение. - 2004 г. - 336 с.

3. Бутузов, В. Ф. Математика 10 [Текст]: учебное пособие для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. - М.: Просвещение. - 1995 г. - 236 с.

4. Бутузов, В. Ф. Математика 11 [Текст]: учебное пособие для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. - М.: Просвещение. - 1995 г. - 254 с.

5. Вергелес, Г. И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. [Текст]: Г. И. Вергелес / межвузовский сборник научных трудов. - Л: Ленинградский пед. Университет имени А. И. Герцена. - 1987. - С. 51-58.

6. Виленкин, Н. Я. Алгебра - 10: для классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Часть 2 [Текст] / Н. Я. Виленкин. - Абакан.: Редакционно-издательский отдел АГПИ имени Н.Ф.Катанова, 1993. - 165с.

7. Винокуров, Е. Ф. Экономика в задачах [Текст]: Е. Ф. Винокуров, Н. А. Винокурова. - М.: Начала-Пресс, 1995. - 202 с.

8. Гладкий, А. В. Математика в гуманитарной школе [Текст]: А. В. Гладкий // Математика в школе. - 1991. - № 6. - С. 6-9.

9. Глейзер, Г. И. История математики в школе. 9 - 10 кл. [Текст]: пособие для учителя / Г. И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1983. - 351 с.

10. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы [ Текст]: / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. - Самара: Учебная литература, 2006. - 224 с.

11. Груденов, Я, И. Совершенствование методики работы учителя математики [Текст]: книга для учителя / Я. И. Груденов. - М.: Просвещение. - 1990. - 224 с.

12. Далингер, В. А. Курсы по выбору и элективные курсы по математике в системе предпрофильного и профильного обучения [Текст]: В. А. Далингер // Актуальные проблемы профилизации математического образования в школе и в вузе: сборник научных трудов и методических работ. - Арзамас, АГПИ, 2004.-С. 214-222.

13. Далингер, В. А. Элективные курсы в системе профильного обучения [Текст]: В. А. Далингер, А. Н. Зубков. // Вестник Омского государственного университета. - 2006. - №6. - С. 26 - 31.

14. Дорофеев, Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе [Текст]: Г. В. Дорофеев // Математика в школе. - 1997. - № 4. - С. 59-67.

15. Дорофеев, Г. В. Дифференциация обучения математике [Текст]: Г. В. Дорофеев //Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 15-27.

16. Дорофеева, А. В. Гуманитарные аспекты преподавания математики [Текст]: А. В. Дорофеева // Математика в школе. - 1997. - № 4. - С. 36 - 39.

17. Епифанова, Т. Н. Отыскание экстремальных значений функции различными способами [Текст] / Т. Н. Епифанова // Математика в школе. - 2004. - №4. - С. 52-54.

18. Жак, Я. Е. Несколько простых прикладных задач [Текст]: Я.Е.Жак // 1 сентября: Математика. - 1977. - №6. - С. 12-17.

19. Колягин Ю. М. Профильная дифференциация обучения математике [Текст]: Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова // Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 26-28.

20. Концепция развития школьного математического образования [Текст] // Математика в школе. - 1990. - №1. - С. 4-9.

21. Крутихина, М. В. Элективные курсы по математике [Текст]: учебно-методические рекомендации /М. В. Крутихина, З.В.Шилова. - Киров.: Издательство ВятГГУ, 2006. - 40 с.

22. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: П. Г. Кулагин. - М.: Просвещение. - 1981. - 95 с.

23. Лошкарева, Н. А. О понятии и видах межпредметных связей [Текст]: Н. А. Лошкарева // Советская педагогика. - 1972. - №6. - С. 31-35.

24. Львов, В. Е. Применение производной в практической деятельности [Текст]: В. Е. Львов // Математика в школе. - 1980. - №6. - С. 26-31.

25. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: В. Н. Максимова / М.: Просвещение. - 1988. - 190 с.

26. Мордкович, А. Г. Математика 10 класс [Текст]: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, И. М. Смирнова. - М.: Мнемозина, 2004 г. - 379 с.

27. Мордкович, А. Г. Математика 11 класс [Текст]: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, И. М. Смирнова. - М.: Мнемозина, 2004 г. - 345 с.

28. Мордкович, А. Г. Методические проблемы изучения элементов математического анализа в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Мордкович // Математика в школе. - 2002. - №9. - С. 2-12.

29. Нечаев, С. Н. Конспект урока «Применение производной для исследования функций» [Текст]: С. Н. Нечаев // 1 сентября: Математика. - 2005. - № 23. - С. 38-43.

30. Понтрягин, Л. С. Математический анализ для школьников [Текст]: Л. С. Понтрягин / М.: Наука. - 1988. - 96 с.

31. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5--11 класс. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. - 4-е изд., - М.: Дрофа, 2004. - 320 с.

32. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума [Текст]: Ю. А. Самарин / М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1962. - 504 с.

33. Сергеев, В. Н. Нужно ли прививать любовь к математике учащимся с гуманитарными наклонностями [Текст]: В. Н. Сергеев // Воспитание учащихся при обучении математики: книга для учителя. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 112-119.

34. Смирнова, И. М. Профильная модель обучения математике [Текст]: И. М. Смирнова // Математика в школе. - 1997. - № 1. - С. 32-36.

35. Федорова, В. Н. Межпредметные связи [Текст]: В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин / М.: Педагогика. - 1972. - 152 с.

36. Федяева, Л. В. Элективный курс по философским проблемам математики [Текст]: Федяева. Л. В. // Вестник Омского государственного университета. - 2007. - №3. - С. 13 - 16.

37. Финько З. М. Эпизоды из жизни функций [Текст]: З. М. Финько //1 сентября: Математика. - 2004. - №23. - C. 45-48.

38. Хохлова, Т. Н. Прикладная направленность обучения математике. [Текст]: Т. Н. Хохлова // 1 сентября: Математика. - 2004. - № 3. - C 25-29.

39. Шестакова, Л. Г. Математика в гуманитарных классах [Текст]: /Л.Г. Шестакова // Математика в школе. - 1996. - № 1. - C. 10-13.

Приложение 1

Модели словаря

Казалось бы, несовместимые предметы математика и русский язык, но и здесь можно найти много интересных взаимосвязей. Рассмотрим пример «Модели словаря», который особенно подойдет для классов с углубленным изучением русского языка.

В результате постоянного расширения сферы деятельности человека лексика каждого языка, несмотря на выпадение некоторого количества слов, неуклонно растет. Так, например, в середине ХIХ века русским писателем П. Д. Боборыкиным был введен термин «интеллигенция», происходящий от латинского слова intelegens - понимающий, мыслящий, разумный. Вскоре из русского языка он перешел во многие языки мира. В 1924 году французский исследователь биосферы Э. Леруа предложил термин «ноосфера» - такое состояние биосферы, когда ее развитие под контролем разума происходит в интересах человечества и его будущего. В последнее время вошли в обиход такие слова, как спутник, перестройка и т. д. Характеристикой увеличения словаря служит k - коэффициент его прироста за определенный период времени (за год, десятилетие, тысячелетие и т. д.). Для определения этого коэффициента поступают следующим образом. Сначала вычисляется количество новых слов, появившихся, например, за десятилетие, и вычитается из него количество выпавших из употребления слов. Обозначим полученное число через I1. Если через L0 обозначить объем словаря в данный момент, то и численность L(t) словаря через t лет определится соотношением

(1)

Конечно, нельзя говорить о высокой точности такого подсчета, ведь точно подсчитать количество слов новых и уже забытых невозможно. Такой лингвистический закон роста словаря носит лишь приближенный характер.

С течением времени словарный запас языка постоянно обновляется: часть слов устаревает и забывается (такие слова, как втуне, наущать, шолом и т. д.), для выражения новых понятий появляются новые слова и т. д. Этот процесс обновления словаря подчиняется закономерностям, подобным законам радиоактивности: подсчеты показали, что за 1000 лет различные языки утрачивают в среднем от 10 до 25 процентов своего словарного состава. Следовательно, за тысячу лет коэффициент сохранности языка колеблется от 0,75 до 0,9. Эти рассуждения позволяют получить ответ на следующий вопрос. Пусть в момент времени To из некоторого языка, численность которого равна L0, выделились два новых языка, каждый из которых далее развивается самостоятельно. Если r1 - коэффициент сохранности первого языка, r2 - второго языка, то величина характеризует коэффициент потери общих слов в ходе расхождения появившихся новых языков. Число общих слов, сохранившихся в языках-потомках за время их самостоятельного развития определяется формулой

(2)

Это соотношение показывает, сколько слов из первоначального запаса, который имел язык-предок в момент времени To, доживет в обоих языках-потомках до определенного момента времени. [6]

Глаза и логарифмы

Зрительные рецепторы получают сигналы из внешнего мира. Они должны передать зрительную информацию в мозг точно и своевременно. Передача сигнала от глаза к мозгу осуществляется нейронами.

Возникает проблема. Освещенность в сумерках, когда предметы еле видны, отличается от освещенности при ярком солнечном свете примерно в миллиард раз. Максимальная частота, с которой может работать нейрон - 1000 импульсов в секунду. Было установлено, что нельзя передавать информацию, меняя частоту работы нейрона пропорционально освещенности: если при ярком свете частота импульсов будет максимальной (1000 имп/с), то при уменьшении освещенности в миллион раз сигнал будет поступать всего один раз в 15 минут. Но за это время он потеряет свою актуальность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.