Рефераты. Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

p align="left">Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература Виктор Петрович Астафьев. «Игра». «Васюткина озеро»

Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткина озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. Автобиографический рассказ.

Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Ве_ликой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. Теория. Название произведения.

Василий Иванович Белов. «Скворцы». Быт русской деревни в произведени_ях писателя. Труд крестьянина. Его дом и семейные заботы. «Скворцы» -- рассказ о жизни дружной крестьянской семьи, ее заботах и бедах. Болезнь Павлуни и муже_ство семьи в преодолении общего горя.

Теория. Сюжет и герои литературного произведения.

Кир Булычев. «Заповедник сказок». Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. Алиса -- главная защитница сказочных героев.

Теория. Герои фольклорных произведений в сюжете современной сказки. Туве Янсон. «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергич_ного купца Даниэля Дефо. Герой его книги -- Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолю_бие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Теория. «Робинзонада».

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнх_гаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Теория. Гротеск. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Марк Твен мастер занима_тельного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Про_винциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои ее произведений: Карл_сон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквиста: «Калле Блюмквиста играет», «Калле Блюмквиста рискует» и «Калле Блюмквиста и Расмус.

События и приключения повести «Калле Блюмквиста играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравст_венных ценностей в повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

Сюжет и композиция художественного произведения

Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведе_ниях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения.

Новая жизнь старых героев

Николай Степанович Гумилев. «Маркиз де Карабас». «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века.

Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад XX века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о ста_ром герое признали классическим произведением польской литературы.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений.

Итоги. Чтение летом

Марина Ивановна Цветаева, «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей и организации летнего чтения.

Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.

Заключение

Разработка концепции регионального компонента содержания общего образования является задачей коллектива специалистов в различных областях педагогической науки.

Концепция, разработанная на основе система - деятельного подхода, теории развития личности, позволит перевести богатый опыт реализации регионального компонента содержания общего образования на качественно новый уровень, что в свою очередь обеспечит решение насущных проблем региона, Омской области.

Таким образом, региональный компонент содержания общего образования будет соответствовать целям и задачам модернизации российского образования, совершенствованию содержанию общего образования.

При рассмотрении цели образования и структурные элементы содержания общего образования на основе изучения опыта реализации регионального компонента по литературе во внеклассной работе, мы можем утверждать, что действительно если в процессе обучения школьников педагог реализует региональный компонент по литературе, то это обеспечивает высокий уровень знаний по предмету развивает творческие способности учащихся, воспитывает любовь к родному краю. Изученный опыт позволяет сделать вывод, что изучение литературы родного края - это одно из новых направлений преподавания литературы в школе в городе Омске, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного просвещения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развивать творческие способности учащихся. По мнению учителей практикантов самая главное - это желание ребят заниматься литературным краеведением. Свой выбор они объяснили желанием расширить свой общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края. Краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя при этом основной, и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга.

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.

Глава 2: Практическая часть

2.1 Констатирующий эксперимент

В 5 классе Гауфской средней школы был проведен тест - опросник.

Входящий тест:

1. Знаете ли вы пословицы и поговорки Омской области?

Каких вы знаете Омских писателей?

Читали ли вы сказки Омской области?

Сколько лет городу Омску?

Назовите Сибирских поэтов:

А) А. Пушкин, М. Лермонтов

Б) В. Сокольский, Т. Белозеров

В) А. Бестужев, И. Крылов.

6. Знаете ли вы Омские песни?

Итоги тестирования:

Количество испытуемых 18 человек 5 - го класса.

При проверке выяснился такой результат:

Номер вопроса

Количество учеников и ответы.

1

12 человек - ответили, 6 человек - не ответили

2

16 человек - ответили, 2 человека - не ответили

3

9 человек читали, 9 человек не читали

4

15 человек знают, 3 человека не знают

5

11 человек правильно, 7 человек неправильно

6

4 человека знают, 14 не знают

2.2 Выводы

Данный эксперимент проводился в 5 классе Гауфской средней школы. Программа этой школы включает в себя программу по литературе для учащихся общеобразовательных школ 5 - 11 классов авторского коллектива (А. Г. Кутузов, М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин). Изучение литературного краеведения в школе повысит у детей интерес к творчеству писателей и поэтов родного края. Когда мы проводили анкету и беседовали с учителями, выяснили, что дети с интересом отвечают на вопросы, узнают новое.

2.3 Формирующий эксперимент. Проведение внеклассных занятий

Для подтверждения гипотезы нашей выпускной квалификационной работы были проведены внеклассные занятия по литературе. Эти уроки проводились в 5 классе Гауфской средней школы Омской области.

Цель данных занятий: формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением. В ходе изучений произведений родного края; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.

Внеклассное занятие №1

Тема: Жизнь и творчество Т. Белозерова.

Цели: познакомиться с Т. Белозеровым, понять его мысли и чувства, учиться выразительно, читать стихотворения.

Оборудование: доска, мел выставка, фото, книги, большой портрет.

Ход урока: Эпиграф: «Любовь моя, поэзия». Заранее раздаются слова детям.

1 - ый ученик: Наш рассказ о Тимофее Максимовиче Белозерове мы хотим начать словами его друга - писателя Акима. «Я уверен, писал он, - прочитав радостную, певучую книгу Т. Белозерова, вы вместе со мной будете гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом».

2 - ой ученик: Т. М. Белозеров родился 23 декабря 1925 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. Потеряв родителей в годы войны, он переехал в Омскую область. Здесь получил семилетнее образование, затем работал столяром на станции Калачинск, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.

3 - ий ученик: Закончив в 1952 году Омское речное училище Белозеров много лет работал мастером на заводе, учился заочно в литературном институте им. Горького. За годы учебы в институте в различных издательствах вышли большими тиражами книжки «Весна», «Лесной скрипач», «Гудки на реке», «Выбирай на вкус», «Подснежники», «Огородный подрастай», «Лесные качели», «Мои друзья», едва коснувшись прилавков, разошлись подчистую.

4 - ый ученик: Т. Белозеров мастер на все руки. Чистый сибиряк. Человек, пришедший в поэзию через многие профессии. А это всегда важно. Талант талантом, но раскрыть себя талант может только через знание и познание жизни. Точнее, надо пройти эту жизнь, а потом уже говорить о ней что - то другим…

Учитель: В книгах Белозерова с ребятами беседует взрослый человек, сам по-детски влюбленный в окружающий мир и стремящийся заразить своей любовью читателя. Он наделил тот мир добротой и гуманностью, лаской и дружелюбием. Малышу туда входить не страшно: всегда найдутся добрые друзья, которые помогут, как помогают тоненькому ростку гороха окружающие растения в стихотворении «Горох».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.