Рефераты. Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

p align="left">- Как же вы смогли заколдовать этих детей и превратить их в крыс? - спросила Ксюша, желая хоть как - то оттянуть время и все еще надеясь на какую - нибудь помощь.

- Нет ничего проще, - отвечал Дворник.

Ты любопытна, и любопытство твое здесь очень пригодится.… И оборвав этой непонятной фразой свою речь, Крыса-Дворник исчез в дальнем углу, прихватив с собой книгу и портфель, превратив девочку в крысу. Тотчас со всех сторон стали сбегаться крысы. Их было много, все они одновременно пищали и жестикулировали лапками, словно что - то пытаясь сказать Ксюше. Когда она упала, она нечаянно отдавила лапку маленькой крысе. И дворник из - за того превратил ее в крысу за то что она причинила боль другому существу, и сама стала беззащитна перед злом.

Ксюшины родители возвращались домой с работы. Войдя в квартиру, они сразу почувствовали неладное: вещи были разбросаны по всей комнате! Из кухни тянуло горелым. А надо сказать, что у Ксюши был удивительный кот. Кот и Ксюша обожали друг друга. Тут, грохнув входной дверью, вошла Ксюша. - Что случилось? - спросила мама, осторожно протянув руку, чтобы пощупать у Ксюши лоб. - У тебя температура? Но Ксюша только засмеялась в ответ, каким - то смехом и отскочила в сторону.… В тот вечер родители долго не могли заснуть. Они просто не могли узнать Ксюшу, словом девочку как подменили. Родителей, может быть, и смогла обмануть подмена, но Василий - то сразу понял, что это не хозяйка.

Тем временем Ксюша боялась открыть глаза она думала, что это все сон, но, то было не так. К ней приблизилась одна из крыс и знаком приказала следовать за собой. Она приказала работать без перерыва и показала ей напарника. Они вырыли глубокую ямку и от нее влево и вправо повели подземные ходы. Ксюша не знала точно, сколько продолжалась эта изнурительная работа. Ксюша вместе со второй крысой отправились за едой. Ксюша не держала во рту ни крошки со вчерашнего дня.

- Меня зовут, вернее, звали, Сережей. Но однажды я увидел крысу, которые выглядывали из подвального окошка, я запустил в них камень и попал в одну. Дворник и меня превратил в крысу. Нет, уж лучше бы меня съел кот Василий, и я бы перестал мучиться.

- Кот Василий?! - громко воскликнула Ксюша. Это же мой кот.

- Его все бояться и все его знают, даже Дворник его опасается, когда бывает в крысиной шкуре.

И обе крысы снова двинулись в путь, а Ксюша думала, как же им остановить Дворника и вернуть все на свои места. Сережа и Ксюша раздобыли немного еды, перекусили и взяли еды для своего надзерателя-крысы.

- Ты ведь знаешь, что Василий - непревзойденный крысолов. Нужно заманить его в подвал, и, когда Дворник снова оборотится в крысу, Василий съест его. Вот и все!!! Закончив говорить, Ксюша, очень была довольна своим планом. И они побежали к другим крысам рассказать про свой план.

Спустя некоторое время они спустились перед гладкой стеной. Вытащив болты, крысоид с Сережей сдвинули доску в сторону и вылезли. Все трое на мгновенье сплелись хвостами, и Ксюша выскочила через дыру в подъезд. Ксюша бесшумно вылезла из ящика, спустилась на пол и, быстро пройдя мимо спящего кота, побежала вниз. Кот прямо подскочил над половиком. Ксюша уже бросилась бежать вниз, когда Василий увидел ее! Василий, решив непременно поймать эту наглую крысу, метнулся за ней. Ксюша летела, не чуя под собой лап, перемахивая через две ступеньки. Увидя дыру в двери, Василий, не раздумывая, бросился в нее. Надо сказать, что кот давно хотел проникнуть в подвал дома, пологая, что там должны быть крысы. Сразу же Василий заметил и крысу, которую преследовал. Крысы были так увлечены, что, кажется, не заметили кота - ведь произошло очень быстро. Кот увидав большую крысу, сразу же забыл о маленькой и бросился за ней, Василий прыгнул на Дворника - крысу. Все произошло очень быстро, что волшебник не ожидал появления кота Василия здесь в подвале. Колдовство Дворника исчезло, и Ксюша снова превратилась в девочку. Ксюша схватила Василия на руки и прижала к груди. Все дети превратились в детей. Кот вывел детей из подвала.

Ксюша обняла при встрече своих родителей мама, и папа стояли, и не понимали в чем дело, они гладили Ксюшу по волосам, не понимая, как дочка снова стала такой же доброй и ласковой, как и раньше.

Задание.

1. С чего начинается сказка? Чем заканчивается?

Почему в сказке испытание героя связанно с путешествием?

Какую нагрузку получил герой за свою смелость?

Сделай зарисовку к эпизодам сказки.

Сочини свою сказку с трудными задачами

Каким ты себе представляешь исполнителя этой сказки?

Как попадает героиня в другой мир? В мир крыс. Что помогает преодолеть трудность? (приведите пример).

С какой целью в сказку вводиться эпизоды заточения Ксюши в подвал?

Почему в сказках герой всегда возвращается в свой мир?

Вывод: Результат показал, что учащимся очень нравится содержание таких уроков. Во внеклассной работе использовались такие интересные задания, как придумать сказку, где герой преодолевает какие - либо трудности, зарисовать сказку, составить рисунки

Такие задания увлекают учащихся, пробуждают интерес к изучению произведений писателей и поэтов родного края, «заражают чувствами» читателя - школьника. Школьники чувствуют ответственность и старательно, с увлечением выполняют все задания.

Литература

1. Азадовский, М. Очерки литературы и культуры Сибири. - Иркутск, 1947 г.

2. Беленький, Е.Я. Литературный ли город Омск? - Омск, 1989 г.

3. Белозеров, Т.М. Поющая земля. Мастерская поэта.// Молодой сибиряк, 1976, 15 апреля.

4. Борисов, Н.С. Краеведческая работа в школе. - Москва, 1982.

5. Внеклассная и внешкольная работа по литературе (под ред. Михалкова С. В.), Москва, Просвещение, 1981 г.

6. Гвоздев, Б.С. Ключи от прошлого. Легенды и предания земли Омской. - Омск, 1998 г.

7. Горланов, Г.Е. Литературное краеведение. - Пенза, 1988 г.

8. Гончаров, И.Ф. Совершенствовать содержание литературного образования// Советская педагогика. - 1985 г. №3.

9. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - Москва; Л., 1966 г.

10. Даринский, А.В. Краеведение: пособие для учителя. - Москва, 1987 г.

11. Занимательное краеведение. - Омск, 1992 г.

12. Збарский, И.С., Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе (4-8 кл.). - М., 1975 г.

13. Збарский, И.С., Полухина В. П. Внеклассное чтение по литературе. - М., 1980 г.

14. Кожемякина, А.С. Сказки Омской области. - Новосибирск, 1969 г.

15. Кондрашов, В.Н. Литературные викторины. - М., 1968 г.

16. Кулешова, С.Ф., Когда кончаются уроки. - Минск, 1976 г.

17. Копылова, Н.А. После уроков, - М., Просвещение, 1989 г.

18. Колбышева, Т.Г. Программа для общеобразовательных учреждений. 5 -11 класс: Питер, 2001г. 544с.

19. Литература в школе. - 1998 г. №1.

20. Лучникова, М. Ф. Педагогическая практика. - Омск, 1997 г.

21. Минскин, Е.М. От игры к знаниям. - М., 1987 г.

22. Методические рекомендации к спецпрактикуму «Развитие читательского воображения школьника»/ Сост. Е.А. Корсунский. - Л., 1986 г.

23. Мирошникова, Т.А. Уроки внеклассного чтения в малокомплектной школе// Литература в школе. - 1985 г. - №3.

24. Меркин, Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству, М., Просвещение, 1991 г.

25. Меркин, С.А., Зинин В. А. Региональный компонент. Москва 2005 г.

26. Прокофьева, А.Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования. - Санкт - Петербург, 1997 г.

27. Пушкарева, М.Д. Снежневская, М. А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. М., 1963 г.

28. Русский фольклор. - Л., 1972 г.

29. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы: Сб. статей. - Л., 1978 г.

30. Русские волшебные сказки Сибири. Омск 1981 г.

31. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е. И. Чухман. - М., 1985 г.

32. Сорокин, А.С. Запах Родины. - Омск, 1984 г.

33. Сибирская муза. - Омск, 1983 г.

34. Сенкевич, В.М. Человек и природа: Уроки внеклассного чтения//Литература в школе. - 1985. - №3

35. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы: Из опыта работы. - М., 1988 г.

36. Фольклор и литература Сибири. - Омск: ОГПИ, 1981 г.

37. Фольклор и литература Сибири. - Омск, 1974 г.

38. Фольклор и литература Сибири. - Омск, 1981 г.

39. Хрестоматия по литературному краеведению для 5 - го класса общеобразовательных учреждений/Под. Ред. Н.С. Колбышева Т.Г. Четвирикова. Омск. - 2003 г.

40. Чалмаев, В.А. Использование регионального базисного учебного плана в учреждениях образования Омской области. - Омск 1998 г.

41. Ших, Э.Г. Верность своему времени. - Омск, 1990.

42. Ших, Э.Г. На литературной карте современности. - Омск, 1986 г.

43. Юдакович М.Л. Старая сибирская литература. - Омская, правда, 1940 г. 22 октября.

44. Янко, М.Д. Литературное краеведение в школе. М., 1970 г.

45. Янко, М.Д. Методические указания по курсу «Методика преподавания литературы». - М., 1968 г.

2.4 Контрольный эксперимент

Цель данного эксперимента: увидеть результаты проведений работы, т. е. формирующего эксперимента.

Была предложена анкета.

Вопросы анкеты:

1. Назовите Сибирских поэтов?

Отличаются ли былины Сибири от былин УНТ?

Что такое литературное краеведение?

Расположите в правильном порядке этапы свадебного обряда: девичник, сватовство, расплетание косы, смотрины, свадебный поезд в церковь, сговор, княжеский стол.

Как формировался песенный репертуар сибиряков?

Используете ли вы пословицы и поговорки в разговорной речи?

Итоги тестирования:

Количество испытуемых 18 человек 5 - го класса.

При проверке выяснился такой результат:

Номер вопроса

Количество учеников и ответы

1

18 человек - ответили

2

15 человек - ответили, 3 человека - не ответили

3

17 человек - ответили, 1 человек - не ответил

4

12 человек - ответили, 6 человек - не ответили

5

16 человек - ответили, 2 человек - не ответили

6

9 человек - используют, 9 человек- не используют

2.5 Вывод

Результаты анкеты покозали, что при опоре на региональный компонент учащиеся проявляют интерес к родному краю, к писателям и поэтам родного края, с удовольствием принимают участие в иследованиях. Связь литературы с жизнью очень важно.

Заключение

Региональный компонент располагает большими возможностями для формирования сознания, творческих способностей, воспитания любви к родине, вызывает живой интерес к жизни родного края.

Внеклассная работа необходима в современной школе, без нее жизнь не была бы полной и насыщенной, не привлекала бы детей к творчеству, не будила бы их чувства.

Обобщив весь теоритический и практический опыт можно действительно сказать, что внеклассная работа по литературе формирует у школьников жизненные идиалы, эстетический вкус, представление о жизни.

Но в то же время, школа практически мало удиляет внешкольным занятиям. Проведение внеклассной работы во многом зависит от учителя, от его личности. Но даже увличенный преподаватель - словесник может испытывать трудности при оргонизации внеклассной работы. Поэтому можно порекомендовать следующее:

1. В начале своей работы необходимо изучить читательские интересы ребят, чтобы правильно ее организовать.

Прежде, чем начинать внешкольные занятия, нужно разработать программу, план и четкую систему работы.

При проведении внеклассной работы необходимо соблюсти следующие общедедактические принципы - массовость, системность, добровольность и др.

Чтобы достичь желаемого результата, необходимо правильно выбрать форму, которая бы отвечала поставленной цели.

Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена. Действительно, реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе помогает более полно понять литературное произведение, привить любовь и уважению к своему краю, к Омским поэтам и писателям и реализовать Государственный стандарт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.