Мастер обязан проработать операцию или узел изделия, который будет демонстрировать на уроке, отработать приемы работы и движения. После этого подготовить к уроку наглядные пособия, ткань, детали или крой, фурнитуру, все инструменты.
Готовясь к уроку, мастер должен предусмотреть возможные дефекты в работе и предупредить их возникновение.
Затем мастер дозирует время на отдельные операции и элементы урока.
Вместе с учащимся, ответственным за оборудование, проверяет исправность утюгов, прессов, швейных машин, укомплектованность машин шпулями и шпульными колпачками, соблюдение правил безопасности труда.
Если работа в мастерской двухсменная, мастер с ответственным учащимся принимает оборудование от мастера и дежурных предыдущей смены.
При подготовке к уроку мастер составляет план урока.
Начинающим мастерам рекомендуется составлять и конспекты и планы-конспекты уроков. В зависимости от периода обучения, темы и содержания урока план может изменяться.
План урока производственного обучения на 20 марта 2010 года
Мастер Боровик В. С.
Тема программы: «Обработка рукавов»
Тема урока: «Обработка рукава покроя реглан»
Цель урока: овладеть правильными технологическими приемами обработки рукавов покроя реглан.
Задачи урока:
воспитывать у обучающихся добросовестность,
развивать профессиональный интерес,
развивать скоростные навыки выполнения машинных работ,
уметь выбирать способ обработки рукавов реглан в зависимости от модели и вида ткани.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы и методические приемы: проведения урока беседы, объяснение, упражнение, лекции, показ трудовых приемов, ответы на вопросы учащихся.
Материально-техническое оснащение: нитки, ножницы, иглы ручные, мел, инструкционная карта по теме «Обработка двухшовного рукава реглан», плакат «Виды рукавов», инструкция по технике безопасности и охране труда, образцы, таблица «Критерий оценок», карточки-задания, тесты.
Ход работы
Организационная часть (1-2 мин.):
Проверить готовность рабочих мест обучающихся к началу урока, внешний вид учащихся, по журналу явку обучающихся на занятие.
Выдать необходимые материалы, полуфабрикаты, инструменты, документацию и т. д.
Вводный инструктаж (35-40 мин.):
Сообщить тему и цели урока
Провести беседу по изученному материалу
Вопросы к учащимся
Объяснение нового материала:
последовательность выполнения технологических приемов и работ;
показ приемов работ и учебно- наглядных пособий;
предупреждение возможных ошибок и брака;
организация рабочих мест, правила безопасности труда, использование учебно-технической документации, технических средств и т. д.
Закрепить материал. Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала по вопросам.
Выдать задания обучающимися на урок и записать его в дневник.
Упражнения или производственные самостоятельные работы обучающихся и текущий инструктаж мастера:
Целевые обходы рабочих мест учащихся: проследить за своевременным началом работы учащихся и организацией рабочих мест; проверить правильность выполнения трудовых приемов работы; проследить за соблюдением правил безопасности труда; проверить правильность способов и приемов самоконтроля выполняемых работ; проверить умение обучающихся пользоваться картами письменного инструктажа, технической документацией; мастеру провести промежуточный контроль выполняемых учащимися операций; обратить внимание на самостоятельное выполнение работ обучающимися индивидуальная работа с обучающимися : оказать помощь неуспевающим обучающимся; выдать и объяснить дополнительно задание наиболее успевающим обучающимся; проверить приемку и оценку работ за урок, выставить оценки в таблицу.
Предусмотреть в плане вопросы проведения коллективных текущих инструктажей
Заключительный инструктаж (15-20 мин):
Подвести итоги работы группы за день
Отметить положительные стороны и наиболее характерные недочеты в работе группы
В случае необходимости задать вопросы для выяснения, как учащиеся усвоили материал урока; для исправления допущенных ошибок и дефектов в работе
Мастеру показать способы исправления ошибок и дефектов
Подвести итоги работы каждого обучающегося
Дать краткую характеристику работы каждого учащегося и сообщить оценки
Подготовить учащихся к следующему уроку
Домашнее задание к следующему уроку записать в дневник
Принять рабочее место учащихся и мастерскую после уборки
9. КОНСПЕКТ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
При обработке рукавов покроя реглан существуют свои особенности. Рассмотрим обработку двухшовного рукава реглан.
Рис. Наименование срезов деталей двухшовного рукава
Технологическая обработка двухшовного рукава покроя реглан с притачной манжетой
Передние срезы рукавов стачивают по контрольным надсечкам со стороны передней части рукава. Ширина шва стачивания 1 см. Обметать верхние срезы рукавов на краеобметочной машине. Заутюжить верхние срезы рукавов с помощью утюга, располагая локтевой частью к работающему. Шов направляется на локтевую часть.
На локтевой части рукава обрабатывают застежку окантовочным швом.
Стачать нижние срезы рукава шириной 1,0 см, стачивание производят со стороны передней части рукава. Обметать нижние срезы рукавов. Заутюжить нижние срезы рукавов, припуск на шов заутюживают на локтевую часть рукава.
Продублировать манжету клеевой прокладкой, если ткань тонкая, дублируют полностью всю деталь, если средней толщины, то половину.
Обтачать боковые стороны манжеты шириной шва 0,5-0,7 см, подсечь припуски на шов в углах, вывернуть манжету на лицевую сторону и приутюжить манжету в готовом виде.
Притачать манжету к нижнему срезу рукава шириной шва - 0,8-0,9 см настрочить манжету с лицевой стороны шириной шва 0,1-0,2 см, закрывая шов притачивания. Обработанный узел приутюжить в готовом виде.
При обработке узла могут возникнуть следующие дефекты:
пройма вытянута, образуются складки и заломы, устранить такой дефект сутюжить посадку через увлажненный проутюжильник, проложить кромку.
заломы на плече: распороть верхний шов рукава и выпустить запас ткани в области плеча и проймы.
заломы в проймах спинки или полочки: отпороть рукава и сутюжить проймы, закрепляя сутюжку кромкой.
10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Продолжительность урока производственного обучения 6 часов. На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Обучающиеся при этом располагаются у рабочего места мастера таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, плакаты, образцы - все необходимое для инструктирования. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 мин., но не более одного часа.
Текущее инструктирование обучающихся мастером производится, как правило, индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования является целевые обходы мастером рабочих место обучающихся. При каждом обходе мастер следит за работой всех учащихся, дает им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, независимо от цели обхода. Индивидуальное текущее инструктирование обучающихся мастер осуществляет, применяя такие методические приемы:
активное вмешательство в ход работы обучающегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубых нарушений правил безопасности труда;
разъяснения, указания, советы, замечания, повторный показ приемов и способов выполнения упражнений, требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту оборудования; воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности. Продолжительность текущего инструктажа 5 часов.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие вопросы:
сообщение о выполнении цели урока группой в целом;
подведение итогов и анализ выполнения учебно-производительных работ;
разбор типичных ошибок и характерных недостатков;
анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания;
Анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Продолжительность заключительного инструктажа 20 минут.
11. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАСТЕРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно-независимо от того, как рассматривает этот процесс мастер воспитывает учащихся. Это объективная закономерность процесса обучения, обучения нейтральны в смысле воспитания быть не может.
Воспитание в отличие от обучения, где славная, задача - формирования знаний, умений и навыков - это формирование у обучающихся определенных отношений к окружающей их деятельности, к коллективу, воспитание чувств, нравственности, морали. Воспитание - это главным образом процесс формирования личности. Вместе с тем и следует противопоставлять формирование и развитие личности обучающихся и вооружение их знаниями, умениями, навыками. Усваивая знания и способы деятельности, обучающийся приобретает средства для развития собственной личности. Больше того, глубокое владение знаниями, способности к творческому их применению образованность обучающихся следует рассматривать как важнейшие качества личности. Задача мастера - максимально используя содержание, организацию, методы обучения, сформировать, воспитать, развить у учащихся положительные личностные качества.
В процессе производственного обучения у обучающихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду и людям труда, чувство гордости за принадлежность к рабочему классу. Воспитывается также чувство хозяина, бережное отношение к общественной собственности, трудовая дисциплина, готовность к социальному общению, добросовестность, инициативность, ответственность и правила поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жуков, Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения [Текст]: Учебное пособие./ Г.Н. Жуков - Кемерово: Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2001. -236с
2. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Г.И. Кругликов.- М.: Академия, 2007. -288с
3. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Н.А. Морева. - М.: Академия, 2005. -432с
4. Панкратова, В.А. Основы производственного обучения швейников [Текст]: Методическое пособие/ - М.: Современная отечественная книга,1994. - 272с
5. Реут, Т.Н. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам [Текст]: Учебное пособие./ - М.: 1989. -344с
6. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: Учебное пособие./ - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. -336с
7. Скакун, В.А. Методика производственного обучения [Текст] / - М.: АПО, 1992. -204с
8. Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства [Текст]: Учебное пособие./ - М.: 2000. -358с
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ
Вариант I
Наименование срезов деталей двухшовного рукава.
Как проходит нить основы двухшовного втачного рукава?
Вариант II
Какие существуют способы соединения покроя реглан?
Как проверить качество вметывания втачного рукава?
ОТВЕТЫ НА КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ
Рис. 1 - срез оката
2 - локтевой срез верхней части рукава
3 - срез низа рукава
4 - передний срез
Рис. 2 - срез оката нижней части
2 - локтевой срез
4 - передний срез рукава
Нить основы на верхней и нижней частях рукава проходит параллельно линии, соединяющей верхние и нижние точки передних срезов частей рукава.
1. а) после обработки полочек и спинки соединяют боковые срезы, обрабатывают низ изделия и подготавливают срезы проймы к соединению с рукавами; затем втачивают рукава и в последнюю очередь соединяют воротник с изделием.
б) применяют в изделиях, в которых нижние швы рукава находятся на одном уровне с боковыми швами. Сначала части рукава соединяют с проймами полочек и спинки, затем соединяют верхние срезы рукавов; нижние срезы рукавов соединяют одновременно с соединением боковых срезов, затем втачивают воротник в горловину.
а) рукава должны закрывать 2/3 длины боковых карманов;
б) рукава должны располагаться отвесно;
в) линии передних перекатов должны быть параллельны линии полузаноса;
г) низ обоих рукавов должен находиться на одинаковом уровне;
д) посадка на окате должна быть распределена равномерно, без перекатов;
е) поперечная нить в верхней части оката должна располагаться горизонтально.
Страницы: 1, 2, 3, 4