Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Соликамский государственный педагогический институт»
Кафедра коррекционной педагогики и психологии
Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа по специальности 050730 «Дошкольная педагогика и психология».
Выполнила: студентка 6 курса
ФЗО Афанасьева
Ксения Сергеевна
Научный руководитель:
кпн, доцент Попова
Лилия Владимировна
“Рекомендую к защите”
Выпускная квалификационная
работа допущена к защите
заведующей кафедрой коррекционной
педагогики и психологии Егоровой
Натальей Николаевной
“___”_____________2009г.
Соликамск-2009
Содержание
Введение
Глава 1. Возможности ритмопластики в процессе формирования самосознания старших дошкольников
1.1. Понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе
1.2 Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ
Выводы к 1 главе
Глава 2. Организация и описание опытно-экспериментальной работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ
2.1 Организация и описание исследования
2.2 Анализ и описание констатирующего эксперимента
2.3 Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление старших дошкольников занятий ритмопластикой в ДОУ
2.4 Анализ и описание контролирующего эксперимента
Выводы ко 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев и у других специалистов, разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Философско-теоретические работы С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой, Л.И.Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской также представляют материалы по целостности личности. По замечанию С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным [77;34]. В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка [64;4].
По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях[15;21].Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.
В свете необходимости способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности [20;316].
По многочисленным исследованиям психологов, изучающих виды телесно-ориентированной терапии (А. Лоуэн, М. Фильденкрайз, В.Н. Никитин и др.) музыка и движения заставляют задуматься о системе своей деятельности [7;24]. Буренина А.И. констатировала что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями [7;26].
Современный ритмопластический танец - результат взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан, в нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике - это уникальный сплав ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев[18;589]. Именно эти занятия в группе ближе всего по смыслу к ритмодвигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики - танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику и фанк-аэробику. Ритмодвигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я».
В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом [7;5].
При этом интерес составляет исследование возможностей методов ритмопластической терапии не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.
Таким образом, целью настоящего исследования мы ставим изучение ритмопластики как средства формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: Каковы условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Объект исследования: самосознание детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Цель исследования: выявить психологические условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешность формирования самосознания старших дошкольников посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:
- будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;
- будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию, катарсису и развитию личности каждого ребенка;
- будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.
Задачи исследования:
1.1. Проанализировать понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе
1.2 Проанализировать понятие ритмопластики в современной психологической литературе
1.3 Проанализировать влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ
1.4 Экспериментально выявить и обосновать опытно-экспериментальную работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ
1.5 Проанализировать и описать результаты константирующего эксперимента
Этапы и методы исследования:
1. Сентябрь, 2008. Выбор темы, обоснование ее актуальности, составление методологических характеристик.
Методы - теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
2. Сентябрь-октябрь, 2008. Изучение состояния дела по теме исследования. Методы - изучение и обобщение передового психотерапевтического опыта.
3. Октябрь, 2008-март,2009. Проведение эксперимента по теме исследования. Метод - психологический эксперимент.
4. Январь-апрель,2009. Написание структурных разделов исследования.
Метод - теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
5. Май, 2009. Стилевая правка, литературное оформление и подготовка работы к предварительной защите.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность применения методов ритмопластики в работе с дошкольниками и могут быть использованы в работе психологов других ДОУ.
1.1. Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе
По мнению одних психологов, в настоящее время личность - это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему[42;96]. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, что личностью следует называть человека лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как заметила Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я»[42;96].
По утверждению А.Н.Леонтьева личность действительно рождается дважды; в первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний ребенок выставляет лозунг «Я сам», а второй раз - когда возникает сознательная личность; возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое высшее единство субъекта - единство личности[42;97].
Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых оснований психики; начиная с этого возраста можно говорить о становлении личности, о сензитивности для направленного формирования психологических механизмов, которые соответствуют с определенными возрастными особенностями, оптимальной модели психики, личности - оптимальной системе базового уровня психики. М.И.Непомнящая сформулировала и доказала гипотезу об оптимальной системе базового уровня личности. О возможности направленного формирования у большинства нормальных людей соответственно возрасту оптимальной системы ведущих оснований личности, что обусловлено образом жизни и воспитанием (в широком смысле) [65;4].
Как показал Д.Б. Эльконин, дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно-операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми [65;5]. По мнению Н.И.Непомнящей направленное формирование оптимальной системы базового уровня психики, которое и является конкретной формой воплощения сущностных человеческих свойств и потребностей, легко осуществляется в 6-летнем возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка; при этом формируется эта оптимальная система лишь у немногих детей 6-7 лет, что в силу решающей значимости данного возраста, в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в развитии человека[65;5].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8