Рефераты. Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи

ul>
  • Отрадно, что патриотизм сегодня становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений Программы патриотического воспитания является формирование исторического сознания [14, с. 14].
  • Историческое воспитание -- это познание наших корней и истоков («Кто мы? Откуда мы родом?»), осознание неповторимости Отечества («Родина всегда одна»), его судьбы и неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и чувство исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Сюда же входит изучение многовековой истории Отечества с его взлетами и падениями; определение места и роли России в мировом историческом процессе;изучение прав и обычаев, традиций и верований народов и народностей, населяющих нашу многонациональную страну; понимание особенностей менталитета; познание героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность нашей Родины; определение значения военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз. Все это составляет основу исторического воспитания.

    • Детские и юношеские библиотеки должны пополнять свой фонд познавательной литературой, содержащей документальные, цифровые, аналитические материалы. Именно эти издания в сочетании с произведениями отечественной художественной литературы помогают юным читателям представить наполненную величайшими подвигами, свершениями и трагедиями историю Отечества, побуждают задуматься над ее страницами и заново прочувствовать их [14, с. 14].

    Изучение истории и родной культуры, конечно же, немыслимо без Календаря знаменательных и памятных дат и событий. Благодаря такому Календарю, выпускаемому издательством «Либерея», библиотека имеет возможность максимально использовать воспитательный потенциал памятных исторических дат и юбилеев. Особое место в их череде занимают Дни воинской славы России, утвержденные Федеральным законом РФ в 1995 г. Приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы оставляют неизгладимый след в душах юных читателей.

    • Не успели отгреметь праздничные салюты, еще свежи в памяти всенародные торжества в честь 60-летия Великой Победы, как на календаре уже обозначилась другая дата -- 65 лет со дня начала Великой Отечественной войны. А вслед за ней -- 65-летие героической битвы под Москвой, и далее -- очередные знаменательные даты, связанные с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне 1941--1945 годов. И каждая из них -- стимул в деле патриотического воспитания читателей [14, с. 15] .
    • Не случайно в Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006--2010 годы» говорится о воспитании в подрастающем поколении благодарной памяти о героях, отдавших жизнь за Отечество. Ведь сегодня, как это ни прискорбно, не только дети, но и многие подростки и даже взрослые не знают героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую взаимосвязь между ними; не имеют понятия, что такое «города-герои», а уж назвать их все и подавно не могут; многие не знают имен прославленных полководцев, тех, кому мы обязаны Великой Победой [6, с. 28].
    • Большая роль в деле понимания всенародного исторического подвига и значения Великой Победы отводится тематической выставке-обзору. У этой экспозиции библиотекари могут проводить с ребятами беседы о наиболее ярких эпизодах войны, о подвигах наших воинов, рекомендуется делать это на основе конкретных книг и документов. Здесь же можно проводить Уроки Мужества, в основу которых может быть положен цикл рассказов, как, например: «Салют Тане Савичевой» (о герое Великой Отечественной войны); «Песок Саласпилса»; --«Тихий подвиг» (о детях-инвалидах из кавказского города Теберда) [14, с. 15] .

    Трогают души и запечатлеваются в памяти детей беседы-рассказы на темы: «По зову сердца. Подвиг батьки Миная» (о судьбах М. Ф. Шмырева -- легендарного белорусского партизанского комбрига и его детей); «Колокола Памяти» (о белорусской деревне Хатынь);

    • Не остаются равнодушными ребята после таких бесед, как «Последний бой смертников» (по рассказу С. С. Смирнова о защитниках Брестской крепости); «Город мужества и славы» (о подвиге блокадного Ленинграда); «Музыка, зовущая к победе» (о 7-й симфонии Дм. Шостаковича).
    • Всем этим мероприятиям обычно предшествует работа над сценариями их проведения. Необходимо, чтобы сценарные разработки содержали в себе документальные сведения, нередко подкрепляемые цифровыми материалами, статистикой вооружений и боевых потерь. Художественные же тексты к сценариям подбираются таким образом, чтобы среди них были не только хрестоматийные и хорошо известные, но и совершенно новые, малоизвестные большинству. Новизна в данном случае, разумеется, -- не самоцель, а средство усиления интереса аудитории к содержанию мероприятия. Это же относится к песням и музыкальным заставкам, активно используемым в различных сценариях. Примерами таких творческих разработок могут служить сценарии о Великой Отечественной войне, например: «Войны священные страницы навеки в Памяти людской». Занятия в Школе Памяти по истории Великой Отечественной войны 1941-- 1945 гг.; «1942-й год -- предвестник Великой Победы». Литературный полилог; «Хлеб и война». Документально-поэтическая композиция; "Нам не дано забыть» Линейка Памяти, посвященная жертвам нацизма; «По праву разделенного страданья». Литературный вечер, посвященный творчеству О. Ф. Берггольц; «Ради жизни на земле». Литературная композиция «Лирика на дорогах войны» на примере поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» [14, с. 15].
    • Идея патриотизма должна быть пропущена через сердце -- и только тогда, наверное, она становится убеждением. Вот почему библиотекари делают ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с читателями, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. И такие наши мероприятия не обязательно ограничиваются стенами библиотеки. Ведать край родной -- что может быть увлекательнее для юных сердец!? [13, с. 43]
    • Действенным средством формирования патриотических чувств служат экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны. Отсюда, из музейных залов, от туристических маршрутов нередко лежит путь читателей и к поисковой работе, к краеведческой деятельности, которые играют незаменимую роль в патриотическом воспитании. Ведь именно в этой области молодые люди могут удовлетворить свой интерес к собственной родословной, к истории Малой Родины, к истокам родной культуры, языка... А это так важно, чтобы в судьбе родного города или деревни, улицы или дома, семьи разглядеть фрагмент судьбы Отечества и ощутить, осознать свое место в ней [15, с. 19].
    • Краеведческую деятельность можно рассматривать как один из ведущих компонентов системы патриотического воспитания детей и юношества. Обращение к архивным документам, материалам краеведческих музеев, периодическим изданиям, местным жителям -- носителям информации о сравнительно недавнем прошлом -- все это помогает познать историю родного края, полюбить его природу, понять те жизненные процессы, культурные традиции, которым жило и живет его население [10, с. 49].
    • Обращение к духовному наследию прошлого приобретает новое дополнительное измерение, когда дети приобщаются к традиционным видам народного дам, праздникам, народным промыслам и ремеслам. Начать можно с того, чтобы дать юным читателям представление о об этом интереснейшем и богатом пласте народной жизни. И здесь на помощь приходит книга. Примером могут служить такие издания, как: Соколова Л., Некрасова А. Воспитание ребенка в русских традициях / М.: Айрис-Пресс, 2003; Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: ВЛАДОС, 2000; Аникин В., Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001; Сборник «Детский поэтический фольклор». СПб.: Дм. Буланин, 1997; Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003. [14, с. 16].
    • Важно создать в библиотеке условия для проявления творческих способностей юных читателей. Детское творчество выстраивается на условиях свободной и смелой фантазии, но направляется она доброй целью и добрыми побуждениями -- единственным обязательным условием любого творческого дела. Такое творчество воспитывает активное, оптимистичное, доброжелательное отношение к миру, построенное на основе сочувствия и сотрудничества[14, с. 17] .
    • Таким образом, Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе -- противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Вопрос о приоритетных для россиян ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях -- в средствах массовой информации, на научных сессиях РАО, был предметом психолого-педагогических научных исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне. Можно сделать вывод, что деятельность Тольяттинской ЦБС наглядно демонстрирует активную деятельность детских и юношеских библиотек в области героико-патриотическое воспитания молодежи.
    • Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. В работе по патриотическому воспитанию используются следующие формы работы: традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, проведение бесед, викторин, конкурсно-познавательных программ, литературно-музыкальных встреч, работа по изучению государственной символики России, разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации -- Герба, Флага и Гимна, Дни воинской славы России и приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы, экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны.

    Заключение

    • В деятельности библиотек, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения, следует выделить следующие звенья: воспитание любви к Отечеству и своей Малой Родине (как правило, это осуществляется в рамках краеведческих занятий); ознакомление в живой, интересной форме с историей нашего государства, в том числе военно-патриотический аспект; правовое просвещение школьников в условиях детской и юношеской библиотеки [11, с. 41].
    • Прекрасный русский писатель Валентин Пикуль, много сделавший для популяризации знаний о родной истории, резонно заметил: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом» [4, с. 84].
    • Чего стоят отношения людей, лишенных воображения и чувства? Они подобны «воображению» робота или компьютера, которым недоступны человеческие понятия любви, ненависти, дружбы, грусти, тоски, мечтания. Или -- ещё проще -- простой человеческой боли. Роботам и людям, им подобным, недоступны общечеловеческие чувства, возникающие не только при соприкосновении с книгой, живописным портретом или пейзажем, но и с простой русской матрешкой или гончарным кругом. Вот такое «проживание» ребенком чувства доброты и красоты является своего рода «импульсом» для его творческого роста. А высшей ступенью этого роста являются гражданская зрелость, патриотическое чувство молодого человека[17,с. 49].

    Это есть система взросления, воспитания чувств, ответственности, совести, воли и мужества при внутренней свободе и высокой духовно-нравственной культуре. Основу этой системы и составляет патриотическое воспитание, активным участником которого выступает библиотека.

    Необходимо, чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою Малую Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы гордость за своих дедов, отцов, старших братьев вела к новым достижениям, а желание достойно продолжать начатое ими дело было бы смыслом жизни и делом чести каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные от прошлых поколений, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах поколения завтрашнего, поколения сегодняшнего и будущего.

    • Очень важно, чтобы мы и наши читатели, ныне живущие, и те, кто придет к нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, о неразрывной связи времен. Давайте все вместе делать все для того, чтобы патриотизм стал нормой жизни молодого поколения, чтобы понятия чести, долга, ответственности стали преобладающими во всех поступках.
    • Конечно же, любовь к Родине нельзя навязать, но создать среду для пробуждения этого прекраснейшего из чувств -- в наших силах. Мы работаем в системе дополнительного образования детей, и у нас для этого имеется гораздо больше возможностей, чем у школы. Благодаря богатому опыту общения с детьми, опираясь на надежную методическую базу, мы сможем внести свой достойный вклад в воспитание поколения людей благородных, готовых к подвигу, в воспитание тех. кого принято называть коротким и емким словом «патриот» [7, с. 26].
    • Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
    • - наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников;
    • - в оказании помощи подрастающему поколению в деятельности юношеских библиотек приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека -- инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре;
    • - формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе -- противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Переход от одних ценностей к другим оказался болезненным и породил ценностный вакуум, который преодолевается с большим трудом. В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне;
    • - в работе по патриотическому воспитанию используются следующие формы работы: традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, проведение бесед, викторин, конкурсно-познавательных программ, литературно-музыкальных встреч, работа по изучению государственной символики России, разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации -- Герба, Флага и Гимна, Дни воинской славы России и приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы, экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны.
    • Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза, что роль детских и юношеских библиотек в работе по патриотическому воспитанию молодежи заметно повысилась; все социальные институты, в том числе детские и юношеские библиотеки, ведут активную работу в области патриотического воспитания подрастающего поколения; а также то, что формы и методы данной работы представлены в многообразии, полностью подтвердилась.
    • Список литературы
    • 1. Басов, С. На пути к гражданскому обществу / С. Басов // Библиотека.- 2007.- № 5.- С. 19-21.
    • 2. Бубекина, Н.В. Детские библиотеки России в 2002 году: События, тенденции, проблемы / Н. В. Бубекина // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. - М., 2003. - Вып. 2(6). - С. 203-213.
    • 3. Головкина, В. Земля отцов -- земля детей / В. Головкина // Библиотека. - 2006. - № 5. - С. 27-30.
    • 4. Гуслякова, В. Легко ли быть молодым? / В. Гуслякова // Библиотека.- 1998.- № 9.- С. 84-85.
    • 5. Димитрюк, Ю.С. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников (роль вузов, школ, библиотек) / Ю.С. Димитрюк // Библиотековедение. - 2007. - № 5. - С. 39-49.
    • 6. Ильина, Л. Любовь к отечеству сквозь таинство страниц / Л. Ильина // Библиотека. - 2006. - № 11. - С. 28-30.
    • 7. Иноземцева, И.Е. История -- наставница жизни / И.Е. Иноземцева // Библиотека.- 2004.- № 12.- С. 26-28.
    • 8. Инькова, Л.М. Новации, творчество, инициатива в работе с подрастающим поколением / Л.М. Инькова, Н.Ф. Слайковская // Библиотековедение. - 1998. - № 1. - С. 46-53.
    • 9. Инькова, Л.М. Юношеские библиотеки России к началу нового века / Л.М. Инькова. // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. - М., 2002. - Вып. 4. - С. 174-181.
    • 10. Испенкова, Н. Грани патриотического воспитания / Н. Испенкова, Г. Алункачева // Библиотека.- 2003.- № 8.- С. 49-51.
    • 11. Каньшина, Т. Гражданином быть обязан... / Т. Каньшина // Библиотека.- 2006.- № 2.- С. 41-44.
    • 12. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учеб. В 2 ч. Ч. 2 Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. - М.: Изд-во МГУК, 1997. - 256 с. - ISBN 5-85652-025-4.
    • 13. Монастырева, Г. Поколение NEXT. Их выбор / Г. Монастырева // Библиотека. - 2006. - № 12. - С. 42-45.
    • 14. Некрасова, Н. С думой о будущем / Н. Некрасова // Библиотека. - 2007. - № 2. - С. 13-17.
    • 15. Нестерова, Н. Растим патриотов / Н. Нестерова // Библиотека. - 2006. - № 2. - С. 19-24.
    • 16. Панова, Р.З. Юношеские библиотеки: традиции и перспективы развития / Р. З. Панова // Библиотековедение.- 1998.- № 2.- С. 32-39.
    • 17. Симакова, Н.Г. Становление гражданской позиции / Н.Г. Симакова, О.С. Мищенко // Библиотека.- 2005.- № 4.- С. 48-49.
    • 18. Слайковская, Н.Ф. Разработка «Концепции библиотечного обслуживания детей России» продолжается / Н.Ф. Слайковская // Библиотековедение.- 2002.- № 1.- С. 30-42.
    • 19. Урядова, О.Н. Не потерянное поколение / О.Н. Урядова // Библиотека.- 2005.- № 3.- С. 8-11.
    • 20. Чудинова, В.П. Дети, библиотеки и новые информационные технологии / В.П. Чудинова // Библиотековедение.- 2002.- № 5.- С. 40-50.
    • 21. Щеглова, И. Уроки мужества / И. Щеглова // Библиотека.- 2006.- № 4.- С. 34-37.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



    2012 © Все права защищены
    При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.