Рефераты. Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранным языкам

p align="left">Раннее обучение языкам:

· стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;

· приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;

· создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;

· обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;

· совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой);

· формирует специальные учебные умения (умение работать с двуязычным словарем). [14]

Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.

1.4. О введении иностранного языка в младшей школе

Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень но-вой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования проис-ходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элемента-ми культуры речи и поведения.

Новый базисный учебный план пред-усматривает обязательное изучение ино-странного языка со II по IV класс в на-чальной школе при 2-х часах в неделю. В основной школе (V--X классы) на изу-чение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обу-чения в школе (XI--XII классы) изуче-ние иностранного языка также являет-ся обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учеб-ной нагрузкой 2 часа в неделю) и про-фильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного об-разования в области изучения иностран-ных языков, что соответствует совре-менным потребностям личности и обще-ства.

Тот факт, что в 12-летней школе ино-странный язык предлагается изучать со II класса, является признанием объек-тивно существующего социального ин-тереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, напри-мер, как рост среднего уровня образо-ванности, повышение требований к об-щей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультур-ному сотрудничеству.

Учитывая результаты более чем соро-калетних исследований в области ран-него обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систе-матического обучения детей иностран-ному языку в младшем школьном воз-расте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

· бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребен-ка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

· Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает воз-можности для обучения второму, третье-му иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все бо-лее очевидной.

· Неоспорима воспитательная и инфор-мативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявля-ется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через об-щение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, воспри-ятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравне-нии с культурой стран изучаемого язы-ка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности совре-менных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятель-ного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содер-жания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся аде-кватно представлять культуру своей стра-ны в процессе иноязычного общения.

На первой ступени обучения (во II-- IV классах) реализуются следующие цели:

· способствовать более раннему приоб-щению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытыва-ют психологических барьеров в исполь-зовании иностранного языка как сред-ства общения; формировать у детей го-товность к общению на иностранном языке и положительный настрой к даль-нейшему его изучению;

· сформировать элементарные комму-никативные умения в четырех видах ре-чевой деятельности (говорении, аудиро-вании, чтении, письме) с учетом рече-вых возможностей и потребностей млад-ших школьников;

· ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зару-бежным песенным, стихотворным и ска-зочным фольклором и с доступными детям образцами детской художествен-ной литературы на изучаемом иностран-ном языке;

· приобщить детей к новому социаль-ному опыту с использованием иностран-ного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в иг-ровых ситуациях, типичных для семей-ного, бытового, учебного общения; фор-мировать представления о наиболее об-щих особенностях речевого взаимодей-ствия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изу-чаемого языка;

· формировать некоторые универсаль-ные лингвистические понятия, наблю-даемые в родном и иностранном язы-ках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Раннее обучение иностранному языку предоставляет учащимся возможность:

· понимать на слух речь учителя, одно-классников, основное содержание облег-ченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

· участвовать в диалогическом обще-нии: вести этикетный диалог и элемен-тарный двусторонний диалог -- расспрос в ограниченном круге ситуаций повсе-дневного общения;

· кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, вос-производить наизусть знакомые риф-мованные произведения детского фольк-лора;

· овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приема-ми ознакомительного и изучающего чте-ния;

· писать краткое поздравление и лич-ное письмо (с опорой на образец), за-полнить простую анкету о себе;

· правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка; со-блюдать интонацию основных типов предложения;

· овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начально-го этапа, освоить продуктивный лекси-ческий минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лек-сики, включая рецептивный лексичес-кий минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

· получить представление об основ-ных грамматических категориях изучае-мого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

· освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, вла-деющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного воз-раста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспита-ния и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют спе-циальную подготовку для работы с малы-шами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностран-ном языке младших школьников, кото-рые еще не вполне владеют коммуника-тивными умениями на родном языке, -- задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психо-логического комфорта, радости, потреб-ности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Успешное начало обучения иностран-ному языку способствует созданию вы-сокой мотивации к изучению иностран-ных языков. Успех обучения и отноше-ние учащихся к предмету во многом за-висят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностран-ным языкам учащихся младшего школь-ного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учи-тель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем проч-нее усваивается материал.

В плане методической преемственно-сти желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обуче-ния на другую, избегая потерь сформи-рованных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого мож-но достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обу-чения, обеспечивающей четкое форму-лирование и достижение целей обуче-ния каждой ступени при взаимодейст-вии между ними. Подобное взаимодей-ствие достигается через сквозные про-граммы и использование пособий, ко-торые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

В этом контексте более перспективны-ми следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учеб-ник -- это собеседник, «характер» кото-рого ребенок уже хорошо знает, с кото-рым ему легче общаться. Учителям из-вестно, как трудно и им, и детям перехо-дить от одного УМК к другому.

Нередки также случаи, когда вместо тех УМК, которые специально написа-ны для данных условий обучения, учи-тель выбирает более привычные посо-бия. Например, в массовых школах час-то используются учебники для школ с углубленным изучением языка или же в I--II классах используются учебники для V класса. Это крайне нежелательно, поскольку подвергает риску результат обучения.

Учитель, начинающий работать по УМК, которые представлены ниже для использования в эксперименте, прежде всего должен хорошо познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае, если учитель согласен с методическими взглядами авторов, он останавливает свой выбор на УМК. Это особенно важно, так как каждый из включенных в эксперимент учебно-методических комплектов основывается на различных авторских концепциях, принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку не только во II, но и в последующих классах. Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов.

Для организации обучения учащихся во II классе предлагаются следующие УМК:

· М. 3. Биболетова, Н. В. Добрыни-на, Е. А. Ленская "Enjoy English", Book 1. -- М.: Титул, 1999.

· Е. Б. Полякова, Г. П. Раббот Учеб-ник английского языка для II класса. -- М.: РТ-Пресс, 1999.

· 3. Н. Никитенко и др. Учебник для II класса. Английский язык. -- М.: Про-свещение, 2001. [7, 14]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.