Рефераты. Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

p align="left">-расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам;

-не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупреждать любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

-постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

-привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.

Запущенная застенчивость может перерасти в замкнутость.

Причинами замкнутости могут быть: длительный стресс, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Вот несколько советов, помогающих этого избежать:

-расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте его с новыми людьми;

-подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте о том, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

-если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Наиболее сложный комплекс, препятствующий общению - это агрессивность. Согласно Б. Споку, нормальными явлениями агрессивного ребенка могут считаться: замахивания на мать, попытка ударить другого ребенка и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в нарушения. Агрессивное поведение нельзя однозначно считаться «плохим». Возникая в критической ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда является способом разрешения ситуации. Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выявления ее причин. Вот некоторые принципы общения с агрессивными детьми:

-помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь понимая причины агрессивного поведения, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

-дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизилась;

-показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

-пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его.

Беспокойность ребенка также может препятствовать общению. Ребенок учится управлять своими эмоциями, как правило, это у него не всегда получается, поэтому нужно познакомить ребенка с различными эмоциями и их проявлениями. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении может привести к двум типам поведения:

1. дети неуравновешенные, быстровозбудимые;

2. дети с устойчивым негативным отношением к общению.

Для наиболее эффективного общения с беспокойным ребенком предлагаем следующие рекомендации:

$-избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи;

-своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

-уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

-помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, подождите, когда ребенок успокоится, и объясните ему, почему вы поступили так, а не иначе.

К типичным отклонениям в поведении школьника относятся перечисленные комплексы. Они проявляются в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями, отставания в общем и социальном развитии ребенка. Причем одно отклонение может способствовать появлению других или усиливать их влияние на поведение. Предложенная система коррекционных действий должна помочь родителям и педагогам в правильном построении общения с детьми с отклоняющимся поведением.

§3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Выводом теоретической части явилось положение о том, что общение является особой формой деятельности и его роль в педагогическом взаимодействии неоспорима.

Данная опытно-экспериментальная работа была проведена в четвертых классах школ №3 и №6 города Рубцовска.

Целью данной работы было выявление значимости общения во взаимоотношениях учителя и учащихся.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Наметить круг исследований для проведения;

2. На основе проведенных исследований определить программу.

Основными методами исследования были: анкетирование, опрос, тестирование и социометрия.

Для подтверждения гипотезы были проведены исследования по определению уровня общительности, умения слушать и др. Результаты этих исследований показаны ниже.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №1.

ЦЕЛЬ: выявление воспитательной эффективности педагогического общения.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована методика по определению уровня воспитательной эффективности педагогического общения [Приложение 1.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 1,3 балла. Это число соответствует первому уровню, т.е. я, как учитель, владею методикой развивающего обучения, в общении использую позицию равноправного партнера. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с уже имеющимся опытом работы в школе. Несмотря на то, что я нахожусь на первом уровне, я должна развиваться дальше как учитель и человек.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №2.

ЦЕЛЬ: проверка умения слушать.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использовался тест «Умение слушать» [Приложение 2.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено я набрала 35 баллов. Это число соответствует уровню «отлично», т.е. я, как учитель, обладаю умением не только слышать, но и слушать учащихся, понимать их проблемы как свои. Количественную оценку я давала в соответствии с имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №3.

ЦЕЛЬ: определение общего уровня общительности.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест В.Ф. Ряховского по определению коэффициента собственной общительности. [Приложение 3.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 15 баллов. Это число соответствует уровню «нормальная коммуникабельность», т.е. я легка в общении, достаточно терпелива в общении с другими людьми, со мной приятно общаться, новые перемены меня не страшат. Количественную оценку я давала в соответствии с имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №4.

ЦЕЛЬ: оценивание компонента коммуникативной культуры испытуемого.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован опросник «Педагогическое общение» по определению коммуникативной культуры.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом опроса установлено, что я набрала 15 баллов. Это число соответствует оценке «безусловно высокая», т.е. я как учитель пользуюсь уважением учеников и коллег, являюсь профессионально грамотной, обладаю высоким уровнем коммуникативной культуры. Количественную оценку утверждениям опрашиваемые давали в соответствии с опытом общения со мной и личными наблюдениями в ходе практики.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №5.

ЦЕЛЬ: выявление уровня самоконтроля в общении с людьми.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест «Хорошо ли вы контролируете себя в общении с людьми» по определению уровня самоконтроля.

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 8 баллов. Это число соответствует высокому уровню коммуникативного контроля, т.е. я, как учитель, гибко реагирую на изменение ситуации и легко вхожу в любую роль. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №6.

ЦЕЛЬ: оценивание стиля коммуникативной деятельности учителя.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использована тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя, разработанная на основе идеи А.А. Леонтьева. [Приложение 6.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом тестирования установлено, что я доброжелательна, активна, открыта, гибка и заинтересована в общении. Стремлюсь держать учащихся в тонусе, стараюсь легко решать возникающие проблемы и конфликты. Количественную оценку опрашиваемые давали в соответствии с личными наблюдениями в ходе практики.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №7.

ЦЕЛЬ: выявить у детей уровень знаний об общении.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована анкета «Что я знаю об общении?» [Приложение 7.] Анкетирование проводилось дважды: на начальном и заключительном этапах программы.

РЕЗУЛЬТАТ: в опросе приняли участие 29 учащихся. На вопросы предложенной анкеты были даны следующие ответы, процентное соотношение которых показано на круговых диаграммах. [Приложение 8.] Методом анкетирования установлено, что у младших школьников сформированы первоначальные теоретические знания об общении.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ № 8.

ЦЕЛЬ: выявление межличностных связей в коллективе.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована социометрия «С кем бы я пошел в поход».

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом социометрии выявлены лидеры и аутсайдеры коллектива. Эти знания должны помочь учителю в преодолении межличностных барьеров в группе. [Приложение 9.]

Выводом из этих исследований стало составление программы в помощь обучению младших школьников общению.$

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общения обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких понятий, как язык, речь.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения. В данной исследовательской работе общение определяется как коммуникативный процесс или обмен информацией, как основная деятельность во взаимоотношениях обучающего и обучаемых, без которой процесс обучения и воспитания не будет иметь должных результатов.

Подводя итоги, можно отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.