Рефераты. Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

p align="left">25 - 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 - 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны, серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Приложение 4.

ОПРОСНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ».

ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прослушайте и оцените испытуемого по системе +1, 0, -1. Оценку ставьте рядом с номером суждения.

СУЖДЕНИЕ:

1. Педагог пользуется уважением учеников.

2. Способен повлиять на учащегося средствами убеждения, речевого воздействия.

3. Умеет поощрить добрым словом поступки и действия учащихся.

4. Указывая на просчеты, не унижает ученика.

5. В предметном общении находит речевые средства, помогающие оказывать эстетическое влияние на учеников.

6. Умеет поддержать учащегося в трудную минуту.

7. Отличается высоким уровнем выразительности речи.

8. Легко организует учащихся на занятия в группе, сплачивает их.

9. В общении с коллегами деликатен и выдержан.

10. Легко и с желанием передает жизненный опыт учащимся.

11. Проявляет интерес к заботам и внутреннему миру молодежи, заинтересован в успехах своих учеников.

12. Поддерживает и санкционирует в общении традиции учебного заведения.

13. В отношении с коллегами общителен, инициативен, может дать дельный совет, склонен к повышению ценза социального взаимодействия.

14. В общении с коллегами проявляет высокий уровень профессиональной речевой культуры.

15. Склонен к эмпатии - сопереживанию.

16. Умеет говорить с людьми разного возраста, социального положения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: просуммируйте оценки по всем 16 суждениям.

10 и более баллов - безусловно высокая.

0 - 9 баллов - преимущественно положительная.

0 и менее баллов - в основном низкая.

Приложение 5.

ТЕСТ: «ХОРОШО ЛИ ВЫ СЕБЯ КОНТРОЛИРУЕТЕ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ».

ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на предложенные утверждения, используя варианты «да», «нет».

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях я в общении с разными людьми часто виду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношении с людьми, я стараюсь вести себя в соответствии с их ожиданиями.

9. Я могу быть дружелюбен с тем, кого не выношу.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных причин.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: начислите себе по 1 баллу за ответ «нет» на утверждения 1, 5, 7 и «да» - на все остальные. Подсчитайте полученный результат.

0 - 3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в диалоге. Некоторые считают вас «не очень удобным» в общении из-за прямолинейности.

4 - 6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но сдержаны в своих эмоциях, проявлениях. Следует больше считаться с поведением тех, с кем контактируете.

7 - 10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль, вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих вас людей.

Приложение 6.

ТЕСТОВАЯ КАРТА ОЦЕНКИ СТИЛЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

ИНСТРУКЦИЯ: оцените поведение учителя по следующей шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия преподавателя вызвали те или иные оценки.

Доброжелательность Заинтересованность

Поощрение инициативы учащихся

Открытость (свободно выражает свои чувства, нет «маски»)

Активность

Гибкость

Дифференцированность в общении

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

Недоброжелательность

Безразличие

Подавление инициативы

Закрытость (стремится

не выходить за рамки социальной роли)

Пассивность

Жесткость

Отсутствие дифференциации в общении

Приложение 7.

АНКЕТА «ЧТО Я ЗНАЮ ОБ ОБЩЕНИИ?»

ИНСТРУКЦИЯ: в соответствии с вашим жизненным опытом дайте ответы на следующие вопросы.

ВОПРОСЫ:

1.Умеете ли вы общаться?

2.С кем вы общаетесь чаще всего?

3.С кем вы не общаетесь?

4.Для чего вы общаетесь?

5.Что такое «общение»?

6.Считаете ли вы нужным учиться общаться?

7.Случалось ли, что все вас не понимали или понимали неверно?

8.Случалось ли, что вам было трудно с кем-то общаться?

9.Кто в этом виноват?

10.Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

11.Нужны ли вам занятия по общению?

Приложение 8.

КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ К АНКЕТЕ.

Приложение 9.

СОЦИОМЕТРИЯ «С КЕМ БЫ Я ПОШЕЛ В ПОХОД».

ИНСТРУКЦИЯ: найдите свою фамилию и от нее проведите стрелочки к тем фамилиям, с кем бы из людей вы пошли в поход.

Приложение 10.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСАМИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИМИ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ.

- Игра «Жмурки»;

- игра «Путанка»;

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разнимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящий входит в комнату и пытается распутать ее, не разнимая рук играющих.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК.

- Игра «Фантазия».

Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой должны участвовать все. На втором этапе эта сказка разыгрывается.

- Упражнения «Сборщики».

ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК.

- Игра «Паровозик».

- Игра «Маленький скульптор».

Упражнение выполняется в парах. Дается задание вылепить из пластилина какую-нибудь фигуру. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.

- Упражнение «Кривой дождик».

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

- Упражнение «Удивление».

- Упражнение «Встреча с другом».

- Упражнение «Ой, болит живот».

- Игра «Король Боровик».

Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе:

Короля покусали мухи. (В.Приходько.)

Приложение 11.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ (по В.А.Кан-Калику).

Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:

· вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;

· попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;

· вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;

· попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;

· соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.

Рекомендации по анализу процесса общения:

· попытайтесь определить причины педагогических ошибок:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег;

ж) недостаточное владение учебным материалом;

з) психологические барьеры;

· постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

· попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;

· продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.

Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:

· будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;

· подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

· стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;

· стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;

· ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Рекомендации по анализу собственной речи:

· в речи не должны присутствовать слова-паразиты;

· способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;

· следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;

· обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;

· исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками:

· трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;

· он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;

· необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;

· нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;

· необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;

· следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.

Рекомендации по общению с неконтактными учащимися:

· избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;

· ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;

· стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.

Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе:

· уметь наблюдать за детьми;

· воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

· обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;

· будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

· учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он всегда меняется.

ПРОГРАММА

«ЖИЗНЬ - ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ - ЖИЗНЬ»

Автор: Архипова Анастасия Владимировна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Ко всем трудностям, которые испытывают дети во всем мире, в нашей стране добавляются еще и те, которые обусловлены сложившейся невежественной ситуацией в социальной сфере, где происходит общение и развитие детей.

Настоящая программа предназначена для работы учителей начальных классов в области развития межличностных отношений в группе младших школьников.

Данная программа составлена для детей 9 - 11 лет. Этот возраст выбран в силу того, что, во-первых, базовая система знаний у школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, во-вторых, на этом этапе общение начинает приобретать особую смысловую ценность. В этом возрасте общение происходит в трех основных сферах: семья, школа, микросоциум.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание во внеклассной работе условий для воспитания общенческого взаимодействия с окружающими.

ЗАДАЧИ:

1.Создание гуманной воспитательной среды.

2.Ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

3.Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов общей культуры.

4.Осуществление положительной коррекции среды воспитания в семье, школе, микросоциуме.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Принцип педагогического сотрудничества (воспитатель + воспитанники, воспитанники + воспитанник, воспитанник + воспитанник).

ПСИХОЛОГО - ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

Обеспечить душевное и эмоциональное благополучие школьников, т.к. оно является необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и воспитания. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен полноценно общаться.

Для валеологизации воспитательного процесса необходимо предусмотреть оптимальные условия: уютная чистая, аккуратная классная комната; свободное и удобное размещение детей; длительность занятий 30-45 минут. Занятия не должны требовать от детей определенных физических и психических затрат, специальной подготовки.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА:

Созданию взаимообогащающей деятельности поможет наличие такого арсенала, как научная и методическая литература по научению детей общению, записи релаксирующей музыки, магнитофон.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

1.Методы осмысления своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

- беседы, дискуссии;

- свободные обсуждения высказываний; аналитические суждения о привлечении собственного опыта;

- молчание и думанье о самом себе, о разных проблемах.

2.Методы эмоционального стимулирования: одобрение, похвала, поощрение, создание ситуаций успеха.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

Беседа, час общения, тренинги.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

тема занятия

количество часов

Сбор-разговор

Мир в общении

Творческая работа

История моей семьи

Самоанализ поведения

Мои взаимоотношения с родителями

Анализ ситуаций

Конфликтные ситуации в семье

Дискуссия

Как решать семейные проблемы

Консультация

Права и обязанности учащихся

Беседа

Правила поведения в школе

Анализ ситуаций

Что делать, если…

Ролевые игры

Наедине со школьным конфликтом

Час общения

Я среди людей

Занятие поиска истины

Что такое уважение, взаимопомощь, дружба?

Час общения

Как относиться к себе и другим людям

Тренинг

Как расположить к себе людей и завоевать их доверие

Сбор-разговор

Мы вместе

1

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.