Рефераты. Роль речи и мышления в развитии детей с нарушениями зрения

p align="left">С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки. В момент появления которой, взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка, по скорости реакции можно судить о развитости мышления. Ещё один стимулирующий из множества плодотворных приёмов - выполнение просьбы или поручения, это помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал.

Также установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук [Кольцова]. Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев, значит, такой ребенок владеет собственной речью. Напротив, если пальцы напряжены, вялы, сгибаются и разгибаются только вместе, нет изолированных движений, то у ребенка существуют определённые трудности в сфере речи. В отношении слепого ребёнка развитие тонких движений пальцев рук важно ещё и потому, что без этого невозможно формирование правильных приёмов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти, пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой. Неразвитая мелкая моторика - серьёзная преграда на пути формирования предметно-практического, самого элементарного, мышления. Поэтому бесчисленные приёмы развития мелкой моторики, всевозможные пальчиковые игры - это то, что поможет ребёнку развивать мышление и членораздельную речь.

Эти приёмы и методы применимы к младшему возрасту, но с тем, как растёт и развивается ребёнок, растут и развиваются его мыслительные возможности, а значит, и потребности. Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления школьников, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без практического обоснования в большинстве случаев приводят к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не наделена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя разнообразные виды учебной деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи и для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Систематические занятия по поисково-творческим задачам учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Существует бесконечное множество методов и связанных с ними приёмов для развития мышления и речи детей разных возрастов и с разными нарушениями зрения. Все они способствуют своевременному и успешному развитию тонких психических процессов и диагностировать, насколько гармонично проходит тот или иной этап в развитии речи и мышления ребёнка с нарушениями зрения.

Вывод

Из представленной выше главы можно сделать вывод о том, что в речь и мышление являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека, входит в состав почти всех основных форм психической деятельности человека, а мышление является своеобразным фундаментом психики человека. Их тесная взаимосвязь и своевременное гармоничное развитие, направленные в нужную сторону положительными факторами, позволяет человеку даже с самыми тяжёлыми нарушениями зрения стать активной личностью, равноправным членом общества. Личность, как известно - это социальное качество индивида, значит, чтобы вступать в успешное взаимодействие с обществом, чтобы стать личностью в полном смысле этого слова, любому человеческому индивиду не обойтись без речи и мышления. А для того, чтобы начать их развивать с самого раннего возраста, представлено множество методов и приёмов, применимых как к нормальновидящим, так и к детям с нарушениями зрения. Многообразие факторов, влияющих на развитие слепых детей, приводит к большим индивидуальным различиям в уровне их общего речевого и мыслительного развития.

Глава 2. Компенсаторные свойства речи и мышления

2.1 Речь и мышление как фактор компенсации

Различного рода функциональные замещения в центральной нервной системе формируются в зависимости от возникающих потребностей в процессе специфической для человека познавательной и трудовой деятельности. Лежащие в основе компенсаторных перестроек динамические изменения нервной системы проявляются в разнообразных психических процессах: в восприятии, предметных и пространственных представлениях, в мышлении, сознании, в действиях, поступках, эмоционально-волевых актах и других. Психические процессы являются отражением в мозгу человека объективного материального мира.[Земцова]

А так как мышление и речь являются основой человеческого мышления, процесс компенсации проявляется, прежде всего, через эти доступные человеку с нарушенным зрением каналы. Механизмы компенсации не возникают автоматически сами по себе, а развиваются постепенно. В зависимости от содержания и условий деятельности они подвергаются постоянному изменению и совершенствованию, при этом сам человек выступает как активный деятель. Особенно отчетливо это обнаруживается в условиях систематического обучения и воспитания. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребёнка.

Компенсаторное значение речи и её функций у слепых и слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания, на которую через обучение и воспитание влияют родители, воспитатели, учителя и врачи. Коррекционная работа со стороны школы и семьи должна касаться всех сторон психической деятельности слепых и слабовидящих детей. У слепых слово как понятие направлено на восприятие, мысль. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Компенсаторная функция речи способствует общению слепых и слабовидящих, их ориентировке в коллективе, образованию устойчивых социальных связей, формированию из них личностей, подготавливает к трудовой и общественной деятельности. В работе со слепыми и слабовидящими детьми необходимо так построить учебно-воспитательную работу, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения имеющихся сохранных зрительных функций. Для этого требуется совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога. Объективные сведения о степени понижения остроты зрения, о диагнозе заболевания, его прогнозе позволяют определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использование средств оптической коррекции.

Дети с недостатками зрения из-за недоразвития речи нередко заучивают правила без понимания его смысла, то есть происходит формальное усвоение знаний. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысление учебного материала, ведёт к механическому его запоминанию, что в свою очередь лишает детей возможности применять полученные знания в учебной, игровой и трудовой деятельности. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без связи с жизнью - ведут к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму смещённые или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитационной работы. [ ]

Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание. Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Стадии компенсации зависят от времени наступления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста, степени поражения анализатора, уровня физического и психического развития, социальных условий, в которых происходит компенсация, а также от организующей и направляющей роли родителей и воспитателей, учитывающих индивидуальные и личностные особенности развития ребенка. [Солнцева, хорош]

Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребенка, отражающей особенности его возрастного и психофизического развития. Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, то есть от слепоты.

Компенсацию слепоты обеспечивает развитие психических процессов и качеств, лежащих в основе формирования полноценной личности. Вместе с тем, успешность компенсации слепоты требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления и в особенности, такие психические процессы, как мышление и речь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.