3.5 Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10-11 классов с углубленным изучением экологии
Цели:
раскрыть причины и механизм образования кислотных дождей;
показать их влияние на все компоненты биосферы, в том числе на человека;
обсудить основные методы снижения кислотообразующих выбросов в атмосферу.
На занятиях можно использовать аудиовизуальные технические средства обучения:
плакаты «Шкала кислотности», «Кислотные дожди», «Последствия кислотных дождей»;
дидактический раздаточный материал в виде таблицы, диаграммы источников выбросов в атмосферу оксидов серы и азота, схемы образования кислотных аэрозолей и дождей;
видеофильм Минприроды о состоянии воздушного бассейна России.
Тема «Кислотные дожди» изучается на нескольких уроках и завершается контролем полученных школьниками знаний.
ХОД УРОКА
В новое тысячелетие человечество вступает в условиях экологического кризиса. До ноосферы Вернадского как сферы коллективного разума на Земле еще очень далеко. В последней четверти ХХ в. три глобальные экологические проблемы - разрушение озонового слоя Земли, прогрессирующее потепление ее климата и кислотные дожди - сделали вполне реальной угрозу самоуничтожения человечества. Еще в конце прошлого века Энгельс предупреждал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых». Знакомство с проблемой кислотных дождей подтвердит нам правоту этих слов.
Преодоление экологического кризиса во всех его проявлениях, ведущих к деградации природы и, как следствие, к деградации и исчезновению человечества, жизненно необходимо. Не должны оказаться пророческими слова великого ученого-естествоиспытателя, впервые создавшего теорию развития живой природы, Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7