Рефераты. Школьная математическая печать как средство развития творческих способностей школьников

. Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

3. Использование "многослойных" задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит "интеллектуальную инициативу" и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.

4. Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусства или практической деятельности.

5. Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.

6. Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

7. Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.

Как уже говорилось ранее, прямое обучение творчеству невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией)

Глава 2. Школьная математическая печать как средство развития творческих способностей школьников

На современном этапе качественное математическое образование школьников сложно представить без системы дополнительных образовательных услуг. Помимо факультативных курсов, кружковых занятий, предметных вечеров, олимпиад, викторин и т.д., система дополнительного математического образования должна включать в себя работу над созданием школьной математической печати. Основной объем информации по предмету учащиеся получают из учебников и учебных пособий, что не всегда эффективно стимулирует интерес школьников к математике. Многие учителя пытаются решить эту проблему, оформляя стенды, выпуская совместно с учащимися стенгазеты. Но и эта работа стремительно "сходит на нет" по ряду объективных причин, связанных с отношением государства к учительскому труду. Поэтому данная работа должна перейти из принудительной обязанности учителя-предметника в сферу дополнительного математического образования. В этой главе мы пытаемся раскрыть наши представления о школьной математической печати, ее организации и эффективном применении.

2.1 Виды, структура и возможности школьной математической печати (ШМП)

ШМП, выступая одной из форм деятельности в сфере дополнительного математического образования, дает педагогу возможность прививать интерес учащихся к математике, развивать творческие способности учащихся.

На наш взгляд, можно выделить несколько основных видов математической печати, которые используются в современной школе: математические газета и стенгазета, математический стенд, журнал математического кружка. Кроме того, используются также и другие формы математической печати, такие как: "Уголок математики" в общешкольной или классной стенгазете, математическая фотогазета, монтажи фотографий и рисунков, математические альбомы.

Далее остановимся подробнее на математической газете, как на одной из более распространенных форм ШМП.

2.2 Организация и содержание математической газеты

2.2.1 Организация газеты

Поставив своей целью создать математическую газету,
педагог должен прежде всего ориентироваться на интересы школьников. Школьникам, выпускающим газету, эта работа приносит большую пользу. Им приходится подбирать материалы для газеты, и для этого они знакомятся с различными книгами, выбирают из них нужный материал, отбирают самое главное, литературно обрабатывают отобранное. Все это благотворно сказывается на расширении кругозора учащихся, на их навыках чтения математической литературы, на их речи и грамотности. Поставив перед собой столь благородную цель, педагог первоначально должен определиться с некоторыми важными вопросами: состав редколлегии, цели, задачи, принципы газеты, вопросы финансирования.

2.2.2 Название газеты

Уже само название газеты должно привлечь к ней внимание учащихся
. Поэтому лучше не давать газете название "Юный математик", ставшее шаблонным. Можно привести ряд примеров, когда школьники сами удачно подбирали названия для своих газет. Вот несколько таких названий: "Давайте поспорим", "Алтригар" (Расшифровывается как Алгебра - тригонометрия - геометрия - арифметика), "Арксинус", "Архимед", "Октант" и др.

2.2.3 Кто выпускает газету?

Обычно выделяется постоянная редколлегия
(редактор, секретарь, художник и др.), которая собирает (увы с большим трудом!) заметки у членов кружка и более или менее регулярно выпускает газету. Опыт показал, что это не единственная и, пожалуй, не лучшая форма организации выпуска математических газет. В некоторых кружках нет постоянной редколлегии. Члены кружка разбиваются по группам (скажем, по классам), и каждая из групп выпускает свой номер газеты. Например 1-ый номер выпускает 9-а класс, 2-ой номер - 9-б класс и т.д. Это вызывает соревновательный эффект, каждая группа отстаивает честь своего класса и старается выпустить газету лучше, чем другая группа. Так как каждая группа выпускает газету сравнительно редко, то эта работа привлекает учащихся своей новизной и не приедается им. Для окончательной проверки качества выпускаемой газеты иногда выделяется один из членов бюро кружка. Выпускать газету нужно регулярно, не реже одного раза в два месяца.

2.2.4 Основные принципы газеты

На наш взгляд качественный выпуск газеты возможен, если сформированы и поддерживаются на протяжении всего времени выпуска некоторые принципы газеты
. Выделим некоторые из них.

1. Регулярность. На наш взгляд - это один из важнейших принципов газеты. Заданные наперед сроки выпуска очередного номера газеты обеспечивают интерес школьников, которые ждут его с нетерпением. Так же это будет "подстегивать" редколлегию к заблоговременному поиску, сбору и обсуждению, а в конечном итоге к созданию очередного номера математической газеты.

2. Массовость. Во-первых, этот принцип обеспечивает вовлечение основной массы школьников в математическую жизнь школы, интерес к интеллектуальному творческому труду, во-вторых, еще большую заинтересованность ребят, работающих над созданием газеты, ведь результаты их труда увидит вся школа.

3. Привлекательность. Газета должна привлекать внимание, заинтересовывать ребят, читающих ее. Если газета сделана неопрятно, не творчески, материал подобран не качественно, оформлена она не красиво, то, естественно, никакого интереса при ее чтении у основной массы школьников не появится и цели, поставленные педагогом достигнуты не будут. Поэтому при создании газеты очень важно художественное творчество школьников, которое нужно приветствовать и всячески поощрять.

4. Демократичность. К публикациям в газете должны быть допущены все желающие, газета должна быть демократичной. Этот принцип должен обеспечить больший объем материалов для публикации и вовлечение основной массы школьников в жизнь кружка, газеты, а в конечном итоге - в математическую жизнь школы. Материалы для очередного номера газеты может отбирать главный редактор (педагог), но лучше, если это будет происходить в ходе обсуждения и, если понадобится, голосования среди членов ред. коллегии.

2.2.5 Некоторые вопросы маркетинга

Рекламировать выход очередного номера школьной математической газеты нужно ненавязчиво, но повсеместно
: несколько слов на уроке или кружке, реклама на стенде, и вот об этом событии уже все знают и ждут его с нетерпением.

Для привития интереса к газете рекомендуется печатать в ней статьи не только твердой математической направленности, но и косвенной: интервью с интересными школьниками (например, рубрика ЖЗШ: жизнь замечательных школьников), репортажи и статьи о жизни родной школы и других школ, фантазийное творчество школьников может проявиться при обдумывании и описании каких-либо фантастических тем (например, "Планета Земля без силы тяжести").

Рекомендуется наладить обратную связь с читателями, например, через "Опросные листы" с помощью которых можно получить ответы на следующие вопросы: "Какие рубрики вам больше всего понравились?", "Какие конкретные предложения вы могли бы внести в создание школьной математической газеты?", "Что, по вашему мнению, лишнее в газете?" и др. На основании "Опросных листов" можно составить рейтинг рубрик и поощрить лучших авторов. Закреплять рубрики за конкретными авторами не рекомендуется.

2.2.6 Содержание номеров: разделы газеты, рубрики

Содержание газеты должно быть разнообразным, в противном случае она скоро надоест учащимся. Укажем на ряд важных разделов, которые желательно иметь в газетах. Название этих разделов можно не указывать в газете.

1. Математическая жизнь в нашей школе (наш кружок, недостатки в его работе, что было на заседании кружка, о математическом вечере предшествующем или предстоящем, связь с другими кружками и др.).

2. Математическая жизнь в нашей стране (математические олимпиады и турниры, достижения школьников, выдающиеся математики и их открытия и др.).

3. Краткое изложение некоторых математических вопросов. Больших вкладок и крупных доказательств теорем нужно избегать. Но следует делать ссылки на литературу, где доказательства можно найти. Можно в нескольких номерах газеты помещать целую серию заметок (по одной заметке из серии в каждом номере), связанных общностью темы, например: "Тайны натурального ряда" (решенные и нерешенные задачи теории чисел, например: "Проблема Гольдбаха", "Загадки простых чисел" и др.).

4. Биографии выдающихся математиков (основные даты, один - два ярких эпизода, фото).

5. Заметки по истории математики небиографического характера: например, как люди научились считать", "Как умножали в старину".

6. Краткие сообщения ряда интересных фактов по математике и ее истории (помещается под общим заголовком "Знаешь ли ты, что …). Лучше, чтобы эти сообщения были связаны общностью темы, например: "Счетная техника", "Русская математика".

7." Наш словарь". В живой форме объясняется смысл и происхождение какого либо математического термина.

8. "Наш календарь". Очень краткое (одна - две фразы) сообщение по истории математики.

9. "Геометрические иллюзии".

10. Занимательные задачи, софизмы, парадоксы, арифметические ребусы; задачи, предлагавшиеся на различных олимпиадах, конкурсах (с указанием, где и когда они были предложены). Обычно они помещаются под заголовком: "Подумай", "Как это могло случиться?", "Уголок профессора Головоломки" и др.

11. "Математические стихотворения" о математике и математиках.

12. "Математический юмор" Можно использовать забавные случаи, имевшие место на заседаниях кружка или на уроках математики.

Название рубрик, как и название самой математической газеты должно быть интересным, привлекать внимание. Например: "А знаешь ли ты, что…", "Из-за угла", "Треугольный диван", "Большой репортаж", ЖЗШ (жизнь замечательных школьников), "Размышляйка", "Лаборатория околоматематических наук", "Ты - гений", "Говори правильно" и др.

2.2.7 Оформление газеты

Так как сделать красивый заголовок - весьма кропотливое дело, то можно сохранить один заголовок для всех номеров. Газету неплохо украсить метким высказыванием о математике.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.