В каждом номере должно быть не менее 2-3 фотографий, рисунков или чертежей. Можно, в частности, помещать фотографии победителей математических олимпиад, а также рисунки и фотографии математических приборов, фигур и т.д. Для этих целей рекомендуется выбрать путем голосования человека, ответственного за фотосъемку, а также группу ребят, в обязанность которых войдет оформление газеты рисунками и чертежами.
2.3 Развитие творческих способностей школьников при создании математической газеты
Создание конкретного печатного продукта можно разбить на несколько этапов, и на каждом из них можно по-своему развивать творчество учащихся. Рассмотрим эти этапы и отметим пути, которыми должен на наш взгляд идти педагог, поставивший своей целью развить творческие способности учащихся.
1. Обсуждение содержания.
На этом этапе учащиеся строят план будущего печатного продукта, генерируют идеи, обобщают и абстрагируют, отбирают лучшее. Каждый член редколлегии берет на себя задание подготовить какой-либо материал.
Поставив перед собой цель: развить творческие способности учащихся, педагог помогает им выбирать и распределять задания. Например: ученикам, склонным к интеллектуальному творчеству достаются задания, связанные с решением нестандартных творческих задач, творческим, самостоятельным доказательством неизвестной теоремы; ученикам, склонным к творчеству художественному достаются задания, связанные с красивым оформлением газеты, творческими фотоработами, рисованием и изготовлением чертежей.
Но рекомендуется, чтобы творческая личность развивалась в более широком русле, чередовать задания, связанные с интеллектуальным творчеством, с заданиями художественного плана.
На этом этапе подготовки печатного продукта преобладает групповая форма деятельности, и именно на этом этапе четко проявляется коллективное творчество: кто-то обладает способностью генерировать идеи, у кого-то преобладает способность зоркости в поисках, кто-то хорошо обобщает и видит весь будущий проект единым целым. А все вместе, работая в группе, учащиеся дополняют творчество друг друга, конфликтуют, и в конечном итоге приходят к единому мнению, создают план и подбирают содержание будущего печатного продукта.
Можно предложить детям игру: дети делятся на две группы, "генераторы идей" и "критики", перед ними ставится какая-либо задача, например, подобрать тему для рубрики "Математическая изюминка" (Интересные математические факты). "Генераторы" вырабатывают идеи, свободно, без критики, идеи записываются. Затем в работу включается вторая группа, "критики" анализируют все записанные идеи, и выбирают лучшую. Этот метод получил в науке название "Метод мозгового штурма".
Итак, к примеру "генераторы" предложили следующие темы: "Геометрические иллюзии", "Как правильно, ноль или нуль?", "Откуда взялись числа?", "Счетная техника", а "критики" решили, что тема "Откуда взялись числа?" - самая удачная, и предложили рассмотреть ее более конкретно. Например, рассказать об истории появления чисел в нашей стране и озаглавить статью соответственно - "Как на Руси появились числа?"
Со временем, вероятно, сообразуясь со своими интересами и способностями, школьники сами решат для себя какая роль "генераторов идей" или "критиков" им больше всего подходит.
2. Сбор информации.
Далее школьники, согласуясь с поставленным планом и задачами, подбирают материал. Для этого они читают новые книги, решают нестандартные задачи, формируют красивое решение, разрабатывают и берут интервью у интересных людей, реализуют свои творческие проекты. Все это ведет к получению новой информации, процессам осознания, обработки, обобщения и абстрагирования полученных знаний, поиску других путей для достижения цели. В полной мере проявляется работа аппарата интеллектуального творчества.
3. Обсуждение информации.
На этом этапе опять же происходит работа в группе, наглядно проявляется коллективное творчество. Рассматриваются пути решения поставленных перед учениками задач. Педагог ставит вопросы: "Как вы считаете, правильно ли решена поставленная перед вашим товарищем задача?", "Как бы сделали вы?", "А каково прикладное значение доказанной теоремы (решенной задачи)?", "Можно ли было достигнуть поставленной цели другим путем?" и т.д. Школьники рассказывают, с какими трудностями они столкнулись, что нового узнали, в каких условиях происходила их работа над проектом.
Детей надо научить защищать свой проект, уметь отвечать на вопросы и уметь в свою очередь задавать сильные вопросы. Предложите детям игру в "да-нет-ку". Загадайте геометрическую фигуру (круг) и предложите детям отгадать ее. Отмечайте хорошие, сильные вопросы. Например, вопрос "Это квадрат?" - слабый вопрос, а вопрос "Имеет ли эта фигура углы?" - сильный вопрос, отсекающий целый класс фигур. Поощряйте сильные вопросы.
Предложите еще одну игру, которая называется "интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задаёт вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение предыдущего номера газеты, применение доказанной теоремы в жизни, как сделать школьные уроки математики интереснее?
Варианты игры:
1) воспитатель интервьюирует ребят,
2) дети берут интервью у воспитателя,
3) дети берут интервью у детей.
4. Доработка.
Основное значение этого этапа работы над газетой (журналом и т.д.) в том, чтобы отобрать все нужное и самое лучшее для газеты. Неточно, или не до конца решенные задачи или проекты после обсуждения отдаются на доработку. Учителем ставятся дополнительные задачи. Если нестандартная задача решена, нужно ее красиво оформить и т.д.
5. Создание печатного продукта.
На этом этапе в полной мере проявляется художественное творчество. Подобранные для газеты материалы набираются, идет их вставка в шаблон газеты, верстка, оформление. Ставится вопрос: "Как сделать газету более интересной?", "Что сделать, чтобы привлечь внимание основной массы учащихся к газете?" Школьники с помощью педагога решают поставленные перед собой задачи, вместе оформляя газету, внося последние штрихи.
1. ???????? ?.?. ?????????? ????? ???????????? - ???.: ???????????? ?????, 1999 - 386?.
2. ????????????? ?.?. ?????????? ?????????? ????????????: ??????? ??????? ??? ????????? ?????? ??????? ?????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2002. - 320?.
3. ??????? ?.?. ??? ??????? ??????? ??????: ??????? ???????. - ???.: ???????????? "?????? ?????", 2002. - 320?.
Страницы: 1, 2, 3, 4